Она появилась на свет в Германии, стала фрейлиной Луизы Прусской и смогла завоевать не одно мужское сердце. После переезда с супругом Никитой Волконским в Россию организовала литературно-художественный салон, пленила своей красотой Александра І, а великий Пушкин называл Зинаиду Волконскую «царицей муз и красоты». Она была молода, красива и талантлива. В неё в разное время влюблялись Батюшков, Бруни и Веневитинов, а в народе ходили упорные слухи о том, что она приносит несчастья всем влюблённым в неё мужчинам. В конце 1820-х поселилась в Риме и там тоже смогла стать украшением светского общества.

Зинаида Александровна родилась в 1789 году в семье князя Белосельского-Белозерского. Вероятно, талант и интеллект девочка унаследовала от отца, которого московское общество даже называло “русским Аполлоном”.

В 1811 году она вышла замуж за егермейстера князя Никиту Волконского, а вскоре родила сына Александра. Сложно сказать, любила ли Волконская своего супруга. С одной стороны, она старалась не давать поводов для ревности, оставаясь образцовой женой. С другой, её сердце было отдано не мужу, а иному человеку - императору Александру I. Многие годы, до самой смерти государя, между ним и Зинаидой Александровной сохранялись тёплые дружеские отношения. Не исключено, что в них находилось место и любви - но исключительно платонической.

Сама же Зинаида Волконская не переставала вдохновлять поэтов, которые часто бывали в её салоне. Современники были очарованы сильным и одновременно нежным голосом.

Восстание декабристов и последующий период оказались непростым временем для княгини. Она организовала проводы жён декабристов, что вызвало недовольство властей.

Слежка и подобные доносы вынудили княгиню покинуть Россию и уехать в Италию. Там она заинтересовалась католической верой. По разрешению Николая I она переписала имение на сына и приняла католичество.

Вилла Волконской в Риме также считалась центром общения творческой интеллигенции. На склоне лет княгиня пресытилась светской жизнью. Уже немолодая Зинаида Волконская была склонна к мистицизму и редко общалась даже со старыми знакомыми. Она умерла в 1862 году.

Ещё больше интересных историй в нашей группе @historyrossia

Ему прощалось всё! Забавные истории из жизни баснописца Ивана Крылова.

В 1796 году бухарский правитель Маасум решил послать «в подарок и для удивления императрицы Екатерины» слона! Его отправили в Россию вместе с посольством, задачей которого было установить с ней дипломатические отношения. Слон вышел из Бухары в феврале 1796-го, а добрался до Петербурга только через полтора года. К сожалению, свой подарок императрица так и не увидела - к этому времени ее уже не было в живых. Около 3-х тысяч километров за год и восемь месяцев, по слякоти и бездорожью, сквозь снежные метели и моросящий дождь, по безлюдным просторам, по улицам русских городов…

Всю дорогу по России слона охраняла сотня казаков, но привлеченную невиданным зрелищем толпу было не разогнать: женщины визжали, мужики улюлюкали, мальчишки норовили схватить за хобот, а собаки, лая, цапали за ноги. Но слон шел невозмутимо и чинно, ни разу не сбившись со своего размеренного ритма, и только изредка вздымал хобот и трубил...

Тысячи людей видели это действо. Но только у одного по поводу увиденного родилась столь остроумная мысль, что бухарский слон навсегда остался в народной памяти. Это был Иван Крылов, который написал свою знаменитую басню «Слон и Моська», правда, через 11 лет после увиденного.

Когда Крылову рассказали, что животное уминает в день по сто пудов сена и овса, да еще и закусывает арбузами, он произнёс: «Родственная душа!». Уж что-что, а покушать плотненько писатель любил, и окружающие порой удивлялись, как такое количество пищи может поместиться в одного человека?!

Слыша чьи-нибудь жалобы на несварение желудка, Иван Андреевич удивлялся: «Несварение? А я вот своему желудку никогда не даю потачки. Чуть задурит, я наемся вдвое больше. И он уж там как хочет, так пусть и справляется».

Как-то Крылова пригласили «на макароны», то есть на обед в итальянском стиле. Он опоздал, явился только к третьему блюду. Хозяин встретил его шутливо: «А! Виноват! Вот же вам наказание!» — и Крылову подали бездонную тарелку макарон.
Иван Андреевич с видимым удовольствием её опустошил. «Это было штрафное блюдо, — объявил хозяин. — Ну а теперь начинайте обед по порядку, с супа».
Крылов так и поступил. Третьим блюдом оказалась точно такая же гора макарон — и баснописец ничуть не затруднился, съел всё. «Да что мне сделается? — добродушно смеялся он в ответ на восторги собравшихся. — Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться и искупить вину столь приятным образом».

«Кажется, весь смысл, всё удовольствие жизни для Крылова заключается в еде», — удивлялся писатель Вересаев. Ничем Ивану Андреевичу нельзя было так угодить, как хорошенько угостив вкусными блюдами, и поклонники этим широко пользовались.

Покончив с обедом, Крылов снова погружался в кресло, поодаль от остальных, складывал руки на животе и замирал. Лицо его в это момент выражало довольство. «Он не спит и не дремлет! Он переваривает! Удав удавом!» — шептались вокруг. Насмешки эти, впрочем, были добродушны — Крылова все любили.

Однажды он все-таки заснул посреди оживленной гостиной, стал похрапывать, и три дамы, почитательницы его таланта, вывели Ивана Андреевича из этого неловкого положения, поочередно поцеловав. В память о столь приятном пробуждении Крылов сочинил оду «Три поцелуя» — в обществе её нашли «премилой».

Он был так очевидно талантлив, так самобытен, так по-медвежьи обаятелен, что ему прощали всё. Например, странную для светского человека манеру купаться в Лебяжьей канавке у Летнего сада (купальный сезон у Крылова начинался в апреле и заканчивался в середине ноября, так что иной раз приходилось собственным телом проламывать затянувший полынью лед). Прощали даже «непростительнейший из грехов» — неряшливость. За столом Иван Андреевич подвязывал себе салфетку под самый подбородок, но это не спасало, и по состоянию его жилета можно было с большой точностью угадать, что подавалось за столом.

Бывало, вместо носового платка этот чудак извлекал из кармана чей-то чепчик, прихваченный по рассеянности, а то и чулок. Однажды, собираясь на придворный маскарад, Иван Андреевич советовался с семьей Олениных, с которыми близко дружил, какой выбрать для этого случая костюм. Барышни Оленины смеялись: «Вы, Иван Андреевич, умойтесь потщательнее, наденьте чистый сюртук и рубашку, причешитесь, вот вас никто и не узнает!».

Когда Крылова в первый раз пригласили во дворец, на обед к императрице Марии Федоровне, тот же Оленин в последнюю минуту, уже на царской лестнице, догадался осмотреть его костюм:
— Всё ли на тебе в порядке, Иван Андреевич?
— Как же, Алексей Николаевич, неужто я пойду неряхой во дворец? Вот, на мне новый мундир.
— Ну так я и думал! А пуговицы-то!

Оказалось, пуговицы (продававшиеся в те времена завернутыми в кусочки тонкой бумаги) так и были пришиты горничной неразвернутыми, вместе с бумажками. Костюм был спасен, но Крылов всё равно не сумел удержаться в рамках этикета. Методично поглощал одно блюдо за другим, пока сосед по столу не шепнул: «Иван Андреевич, да пропусти хоть одно блюдо! Дай императрице попотчевать тебя!»

О том обеде у Крылова остались самые горестные воспоминания. «Убранство, сервировка — краса. А суп — зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, да всё так на мели и стоит, супу-то самого только лужица. А пирожки? Не больше грецкого ореха. Захватил я два, а камер-лакей уж удирать норовит. Попридержал я его за пуговицу и еще парочку снял. Добрались до индейки. Не плошай, думаю, Иван Андреевич, здесь мы отыграемся. Хотите верьте, хотите нет — подносят только ножки и крылушки... Взял я, значит, ножку, обглодал и положил на тарелку. Смотрю кругом: у всех по косточке на тарелке. Пустыня пустыней. И стало мне грустно, чуть слеза не прошибла. Царица-матушка печаль мою подметила и что-то главному лакею говорит и на меня указывает. Второй раз мне индейку поднесли. Так вот фунтик питательного и получил. А все кругом смотрят — завидуют. Вернулся я домой голодный. И, как назло, прислуге же не велел ужин готовить! Пришлось в ресторацию ехать. С тех пор, когда во дворце обедаю, меня всегда дома ужин ждет».

Но был такой случай (правда, единственный), когда Крылов сказал за столом, что у него нет аппетита. На том обеде собрались вольнодумцы и острословы, посыпались эпиграммы на высших сановников. Крылов, не доев даже супа, поднялся вдруг из-за стола: «Дурно мне что-то, голубчики. Заглянул по дороге сюда в трактир, заказал пять десятков устриц, да, видно, не рассчитал своих сил». Взял извозчика да и уехал домой. Друзья, пораженные таким известием, кинулись к нему справиться о здоровье: — Вчера вам было дурно, Иван Андреевич?
— Да, знаете ли...
— А может, вам просто разговор застольный не понравился?
— Да, не понравился. Ведь могут подумать: Крылов там был, стало быть, разделяет сей образ мыслей.

Осторожностью Иван Андреевич обладал не менее удивительной, чем аппетитом. Во всяком случае, с некоторых пор, ведь в молодости ему доводилось вести себя неосторожно.

Уже живя в Петербурге, и пробуя себя в разных жанрах писательства, он взялся издавать журналы — но их, один за другим, закрывала цензура. Одно из крыловских изданий называлось «Почта духов». Идея была весьма оригинальна: некий верховный волшебник Маликульмульк переписывается с водяными, гномами и прочей нечистью. Это была меткая и очень смешная сатира на петербуржские нравы, чиновников и даже порой на саму государыню. В конце концов журналы Крылова Екатерине II надоели. И она изъявила желание познакомиться с издателем!

Когда Крылов и его компаньон прибыли к императрице, та любезно предложила им отправиться на заграничную учебу. Пообещала даже дать денег на дорогу.. Это было очень щедро с ее стороны, особенно с учетом того, что Радищев уже сидел в сибирском остроге, а издатель Новиков — в Шлиссельбургской крепости.

Компаньон Крылова не стал рисковать, написал императрице благодарственную оду, взял деньги да уехал за границу от греха подальше.

Иван Крылов тоже уехал. Но не за границу, а в провинцию, и денег царских не взял.

Что он делал следующие 7 лет, неизвестно. Говорили, что ездил по ярмаркам, играл в карты, да не просто играл, а выигрывал крупные суммы, и вроде бы, не совсем чисто. В какой-то момент Крылова в качестве домашнего секретаря приютил у себя князь Голицын. Князь пользовался покровительством Екатерины II, а после ее смерти и воцарения Павла I попал в немилость, поэтому жил в уединении в своём поместье под Киевом.

В 1801 году императором стал Александр, очень любивший свою бабушку, а значит, и всех ее протеже: так Голицын снова был приближен - его назначили генерал-губернатором в Ригу. Крылову при нём досталось место правителя канцелярии, но в Риге он не усидел и снова куда-то исчез еще на пару лет. В Петербурге Иван Андреевич объявился только в 1808 году и на рожон больше не лез. Журналы издавать не порывался. Зато… начал писать басни.

Басни в России писали и до Крылова, а вернее, переводили из Лафонтена или Эзопа. Например, популярна была такая басня Тредиаковского:
«Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши…»

Тот же самый сюжет, что и в крыловской «Вороне и Лисице». Но, что называется, почувствуйте разницу! Иван Андреевич написал свой вариант, звучавший уже совершенно по-русски, в 1807 году, когда Пушкину (общепризнанному создателю современного литературного русского языка) было всего 8 лет!

Популярность Крылова была невероятной! 77 тысяч экземпляров сборников крыловских басен вышло только при его жизни. Томик Крылова неизменно лежал у Амвросия Оптинского, и преподобный старец, давая советы людям, часто начинал с чтения подходящей басни. Крылова узнавали на улице даже неграмотные крестьяне - его басни заучивали наизусть. Крылова очень ценила императрица Мария Федоровна, а в доме у великого князя Михаила Павловича Иван Андреевич вообще считался своим человеком.

Его судьба сложилась благополучно: Крылов с

Блестящая карьера вместо мук совести. Как сложилась судьба убийцы Пушкина.

Этот человек явно относится к числу самых ненавистных для русского сердца иностранцев, так или иначе связанных с Россией, и всё потому, что 8 февраля 1837 года он смертельно ранил на дуэли «наше всё» – Александра Пушкина. Обстоятельства этого страшного дня известны всем, а вот о жизни самого Дантеса до и после этих событий знают гораздо меньше. Кем на самом деле был этот человек, в чьей «руке не дрогнул пистолет»? И только ли он один виноват в случившемся? Во всяком случае, как теперь уже известно, завистливые соотечественники приложили не меньше усилий к тому, чтобы этот роковой поединок состоялся...

Жорж-Шарль Дантес родился в 1812 году в Эльзасе и учился в знаменитой Сен-Сирской военной школе. Потом, после свержения Бурбонов, он поступил на прусскую службу, а в 1834 году – на российскую. В светское общество Санкт-Петербурга он был введён голландским посланником бароном Луи де Геккереном, с которым, как считается, он познакомился по пути в Россию.

В 1836 году барон усыновил Дантеса, бывшего к тому времени блестящим поручиком Кавалергардского полка, и это было очень удивительно, так как мать его умерла в 1832 году, но настоящий отец был ещё жив. Это, кстати, дало потом повод для досужих разговоров о странных отношениях между Геккерном и Дантесом, и эта версия вот уже многие десятилетия обсуждается до сих пор.

Как бы там ни было, но барон Геккерен был холостяком без детей, и с его слов, он просто не хотел, чтобы его род угас, а потому предложил отцу Дантеса вариант с усыновлением Жоржа-Шарля и возведением его в ранг наследника. Для этого он лично ездил в Эльзас, и Жозеф-Конрад д’Антес дал своё согласие. Да и сам Жорж-Шарль с благодарностью принял это совершенно необычное предложение, и вскоре высочайшим указом ему было разрешено «именоваться бароном Геккереном».

Что же касается Пушкина, то к этому времени он был уже известным поэтом, хотя и «праздным гулякой», находившимся под надзором полиции. Ему уже следовало жениться, но несколько лет Пушкин ждал ту единственную, кого хотел видеть своей женой...

Дело в том, что впервые Александр Сергеевич увидел Наталью Николаевну в декабре 1828 года на одном из московских балов, когда ей было всего 16 лет. А посватавшись к Гончаровой, получил такой ответ матери: мол, девушка ещё молода, и слишком рано. Однако на самом деле Наталья Ивановна надеялась найти для красавицы-дочери более выгодную партию, ведь известно, что Александр Сергеевич был небогат, а также недавно вернулся из ссылки.

Прошло два мучительных года, прежде чем поэт снова решился сделать предложение. За это время ни один из более знатных и состоятельных женихов не попросил руки Натальи Николаевны. И вовсе не потому, что не было желающих – Гончарова считалась в свете первой красавицей, однако никто не смел перейти дорогу Пушкину.

Их венчание состоялось в феврале 1831 года в московской церкви Большого Вознесения, которая до сих пор стоит у Никитских ворот. Говорят, при обмене кольцами Пушкин обронил своё обручальное кольцо на пол, а потом у него погасла свеча, что, как известно, считается плохим предзнаменованием… И действительно, прожить в счастливом браке, да и вообще прожить, Пушкину было отведено недолго: всего через 6 лет его не стало.

О том трагическом дне и роковой дуэли написаны сотни книг и статей, и в большинстве из них главным виновником событий называется барон Дантес-Геккерен. Всё дело в том, что именно его настойчивые ухаживания и повышенное внимание к жене Пушкина привели в итоге к тому фатальному выстрелу. Однако были и другие люди из окружения поэта, жаждавшие кровавой развязки этой неприятной истории...

Многие исследователи обстоятельств дуэли Пушкина и Дантеса, называют последнего трусом, говоря, что тот, испугавшись вызова на дуэль, скоропалительно женился на Екатерине Гончаровой, родной сестре Натальи. И действительно: как известно, дуэль состоялась 8 февраля 1837 года, а свадьба Дантеса с Екатериной Гончаровой - за две недели до этого - 22 января. Хотя при этом забывается: их помолвка имела место ещё в ноябре 1836 года, а познакомился Дантес с Екатериной и того раньше - осенью 1834-го. Поэтому, говорить, что бракосочетание было попыткой со стороны Дантеса избежать дуэль, неправильно.

Во всяком случае, ещё задолго до этого Дантес мечтал о свадьбе с Екатериной и об их будущей жизни. Подтверждением этому могут служить романтические письма, которые Дантес писал своей невесте. «Сердце моё полно нежности и ласки к вам, милая Катенька, и хочу вам повторять об этом сам с той искренностью, которая свойственна моему характеру Весь ваш, моя возлюбленная». А вот отрывок ещё из одного письма: «Безоблачно наше будущее, отгоняйте всякую боязнь, а главное, не сомневайтесь во мне никогда; всё равно, кем бы ни были окружены, я вижу и буду видеть только вас; я – ваш, Катенька, вы можете положиться на меня».

Допустим, что так. Но современники поэта, знавшие Дантеса, утверждали при этом что красавец-француз был великосветским ловеласом, не пропускавшим ни одной красивой женщины. А к Наталье Николаевне Пушкиной он проявлял повышенное внимание. При этом Дантес знал, что её муж был «возмутительно ревнив», но не прекратил свои ухаживания даже тогда, когда по Санкт-Петербургу стали разноситься недвусмысленные слухи.

В воспоминаниях о последних днях жизни Пушкина, записанных со слов его лицейского друга и секунданта Константина Данзаса офицером Александром Аммосовым (служившим под началом Данзаса на Кавказе), можно найти много интересных сведений. Так Аммосов пишет: «Слухи эти долетели и до самого Александра Сергеевича, который перестал принимать у себя Дантеса. Вслед за этим Пушкин получил несколько анонимных записок на французском языке; все они слово в слово были одинакового содержания, дерзкого, неблагопристойного. ... Однако самой непристойной анонимкой был «Патент на звание рогоносца», полученный поэтом в ноябре 1836 года. В нём говорилось, что командоры и кавалеры Светлейшего ордена всех рогоносцев «единогласно избрали господина Александра Пушкина коадъютором великого магистра Ордена всех рогоносцев и историографом ордена».

«Автором этих записок, - продолжает Аммосов, - по сходству почерка, Пушкин подозревал барона Геккерена-отца, и он даже писал об этом графу Бенкендорфу».

Но от этой версии пришлось сразу же отказаться. Слишком очевидны были катастрофические последствия, ведь скандал не сулил ничего хорошего голландскому посланнику, который мог лишиться своего поста и быть выдворенным из России. На самом деле он, наоборот, всеми силами пытался потушить этот скандал.

Аммосов свидетельствует: «После смерти Пушкина многие в этом подозревали князя Гагарина; теперь же подозрение это осталось за жившим тогда вместе с ним князем Петром Владимировичем Долгоруковым. Поводом к подозрению князя Гагарина в авторстве безымянных писем послужило то, что они были писаны на бумаге, одинакового формата с бумагой князя Гагарина. Но, будучи уже за границей, Гагарин признался, что записки действительно были писаны на его бумаге; но только не им».

В то время 22-летний Иван Гагарин делил одну квартиру в Санкт-Петербурге с 20-летним Петром Долгоруковым. Молодые люди не принадлежали к числу друзей Пушкина, но князь Гагарин сразу же заявил: «В этом тёмном деле, мне кажется, прямых доказательств быть не может. Остаётся только честному человеку дать своё честное слово. Поэтому я торжественно утверждаю и объявляю, что я этих писем не писал, что в этом деле я никакого участия не имел; кто эти письма писал, я тогда не знал и теперь не знаю».

Чтобы поставить точку в этом вопросе, скажем, что проведённые в 1976 и 1987 году экспертизы установили несоответствие почерков Долгорукова и Гагарина почерку отправителя отвратительного пасквиля.

С другой стороны, специально занимавшийся этим вопросом учёный-филолог Леонид Аринштейн доказал, что автором анонимки на французском языке был Александр Раевский, «злой гений» Пушкина и сын героя войны 1812 года генерала Николая Раевского. Доказательством тому служат следующие факты. Во-первых, писал анонимку явно не француз, поскольку в тексте имеются ошибки, немыслимые для носителя языка. Во-вторых, на сохранившемся на конверте сургучном оттиске печати видна монограмма «А.Р.», которую, исходя из того, что письмо было написано по-французски, можно было прочитать как начальные буквы от Alexandre Pouchkine. Но по-русски это вполне могло значить и «Александр Раевский».

Леонид Аринштейн утверждает: «Столь изощрённое издевательство, оставлявшее его в то же время незапятнанным в глазах других, более чем характерно для Раевского». Ну и наконец самое главное: в 1974 году сотрудниками ВНИИ судебных экспертиз был проведён анализ, который подтвердил соответствие почерков Раевского и автора анонимки.

Но вернёмся в 1837 год. Александр Аммосов вспоминал о Пушкине так: «Он очень любил и уважал свою жену, и возведённая на неё гнусная клевета глубоко огорчила его: он возненавидел Дантеса и, несмотря на женитьбу его на Екатерине Гончаровой, не хотел с ним помириться». Как видим, ситуация складывалась очень нелепая, а главной причиной вызова на дуэль был по большей части взрывной характер Пушкина.

В своих «Воспоминаниях» граф Сологуб рассказывает: «Вечером я поехал на большой раут к австрийскому посланнику графу Фикельмону Пушкин приехал поздно, казался очень встревожен, запретил Катерине Николаевне говорить с Дантесом и, как узнал я потом, самому Дантесу высказал несколько более чем грубых слов. Я взял Дантеса в сторону и спросил его, что он за человек.

«Я человек честный, – отвечал он, – и надеюсь скоро это доказать». Затем он стал объяснять, что не понимает, чего от него Пушкин хочет; что он поневоле будет с ним стреляться, если будет к тому принуждён, но никаких ссор и скандалов не желает».

Друзья и родственники Пушкина, как могли, пытались отговорить его от этого поединка. Особенно энергично действовали Василий Жуковский и Наталья Загряжская, тётка Натальи Гончаровой. «Вс

Цесаревич из психлечебницы. История самого известного самозванца, объявившего себя спасшимся сыном Николая II.

Зимой 1949 года в Карельскую республиканскую психиатрическую лечебницу из колонии близлежащего городка Медвежьегорска доставили заключенного, которому был поставлен диагноз «маниакально-депрессивный психоз». В сопроводительных бумагах отмечалось, что заключённый после перенесённого недавно инсульта проявлял неадекватное поведение: перестал узнавать окружающих, отказывался принимать пищу, порывался куда-то бежать, проклинал некоего Белобородова и боялся мнимого преследования. Наверное, этот больной так и остался бы неизвестным широкой публике, если бы не его откровения, которыми он поделился с ухаживающими за ним врачами. Со временем, пойдя на поправку, заключенный признался, что на самом деле он — Алексей Романов — цесаревич, которому удалось выжить после большевистского расстрела царской семьи! Так или иначе, но пациентом заинтересовалась профессура...

Сразу после расстрела царской семьи в 1918 году в России, но чаще - за ее пределами, начали появляться самозванцы - якобы спасшиеся от расстрела дети последнего российского императора. Потомки некоторых из них до сих пор продолжают добиваться возвращения себе «законного имени» или даже российской императорской короны. По разным подсчётам, всего романовских самозванцев, пользовавшихся бо́льшим или меньшим успехом, во всем мире насчитывалось около 230 человек.

Гипотезы о невероятном спасении сына Николая II, царевича Алексея, достаточно многочисленны - они стали появляться уже в сентябре 1918 года. Всего мужчин, утверждавших, что они являются наследниками Российского престола, историки насчитали более 80-ти человек.

Несколько самозванцев, объявлявших себя выжившим цесаревичем Алексеем, даже страдали тем же редким заболеванием, которое было и у сына последнего императора – гемофилией. Но особняком в этом ряду самозванцев стоит Филипп Семёнов, личность которого до сих пор не даёт покоя отдельным исследователям. Некоторые из них так и утверждают - Филипп Семёнов, умерший в Ленинграде в 1979 году, действительно был чудесно спасшимся сыном Николая II.

Когда в январе 1949 года заключенного колонии под Медвежьегорском доставили в психиатрическую клинику, его сразу поместили в стационар. В сохранившейся истории болезни указаны его фамилия (Семенов Филипп Григорьевич), год рождения (1904), национальность (русский), профессия (экономист-финансист), а также данные обследования, которые ничем не выделяли его среди сотен других психически нездоровых пациентов.

Несколько дней Семенов находился под наблюдением врачей, а когда наступило улучшение, и пациент пришел в ясное сознание, он решил поведать врачам свою «необыкновенную» историю, которых они за годы работы с такой категорией больных наслышались предостаточно. Семенов сообщил, что он является не кем иным, как наследником российской короны, и изложил историю своего «чудесного спасения».

Якобы за несколько минут до расстрела его, больного и не могущего ходить мальчика, отец, Николай II, усадил на стул, и когда началась стрельба, он отвернул сына от пуль, закрыв его собой. В связи с этим одна единственная пуля угодила ребенку в ягодицу (при этом Семёнов охотно демонстрировал врачам место ранения, где на самом деле был шрам). Затем он потерял сознание, а очнулся в каком-то другом подвале, где за ним ухаживал незнакомый человек. Вскоре после этого мальчика забрали незнакомые ему люди, входившие в некую организацию, противостоящую советской власти. Они поселили его в доме известного архитектора Александра Померанцева и объявили, что отныне Алексей будет носить имя Владимир и фамилию Ирин (по одной из версий, фамилия является аббревиатурой, означающей «имя Романова - имя народа»). Семенов рассказывал, что однажды он случайно услышал разговор о том, что его собираются использовать как символ борьбы с большевизмом, и он попросту сбежал.

Идти было некуда, поэтому юноша пошёл по адресу, указанному на плакате, призывавшем записываться в ряды Красной Армии. Так Владимир Ирин оказался сначала в Балаклаве в школе красных командиров, а потом - в 1-й Конной армии Будённого. Воевал с Деникиным, в Крыму, под Варшавой... Грамоту за проявленную храбрость капитану Ирину подписал сам Ворошилов.

Семенов рассказывал, что успешно отслужив, он поступил в Институт имени Плеханова, отучился, устроился на работу экономистом, женился, воспитывал троих сыновей. И всё было бы хорошо и дальше, если бы через какое-то время «Алексея» не стал преследовать некий Александр Белобородов (этот человек существовал на самом деле, в 1918 году он был председателем президиума Уральского областного совета), который, зная о его происхождении, требовал с него деньги за молчание. Чтобы сохранить свою тайну, «Алексей» якобы дважды указывал шантажисту местонахождения тайных кладов царской семьи, но тот продолжал его преследовать.

Спасаясь от этого человека, Ирин переехал с семьёй в Самарканд и в целях конспирации сменил имя и фамилию на «Филипп Семёнов», однако шантажист и тут нашёл его. Именно из-за его вымогательств, как утверждал Семёнов, он начал воровать. Это привело к тому, что он был осужден и приговорён к 3 годам заключения, но бежал из тюрьмы.
Позже «Алексей», женившись во второй раз, поселился в Тбилиси, но не прошло и года, как Белобородов снова нашёл его. Романовских ценностей больше не было, а разоблачение и расстрел грозили не только ему, но и его жене и детям. Пришлось откупаться казёнными деньгами. Так Семенов снова решился на воровство, снова был осуждён и позже попал в психиатрическую лечебницу.

Первыми, кто услышал историю Семенова, стали врачи больницы Юлия Сологуб и Далила Кауфман. Конечно, поначалу они не поверили в рассказ заключенного с психиатрическим диагнозом, однако кое-что их насторожило. Позже они отмечали, что поведение Семенова, манера его повествования и другие детали свидетельствовали о том, что этот человек был знаком с жизнью дореволюционного высшего общества.

Кроме того, Семенов владел несколькими иностранными языками, мог писать на древнегреческом, много читал и особенно - классику. Но что примечательно, свою необычную историю никогда никому не навязывал, его «мания» никоим образом не отражалась на поведении, как это бывает с душевнобольными людьми. Именно это обстоятельство заводило специалистов в тупик.

Когда врачи стали детально изучать историю болезни Семенова, выяснилось, что у него наблюдается стойкая гематурия (наличие в моче эритроцитов), которая является симптомом гемофилии. Это было документально зафиксировано в его медицинских документах. Кроме того, у Семенова была выявлена физиологическая патология, свидетельствовавшая в пользу правдивости слов больного. У Семёнова, как и у цесаревича Алексея, отмечался явно выраженный крипторхизм (неопущение одного яичка). Уже двух таких совпадений было явно достаточно, чтобы врачи со всей серьёзностью обратили внимание на загадочного пациента.

Вскоре в лечебницу был приглашён известный психиатр, профессор Самуил Генделевич, который до революционных событий бывал в Зимнем Дворце и общался с представителями царской семьи. Он мог легко уличить Семёнова во лжи, но ему не удалось этого сделать. На все каверзные вопросы, касающиеся расположения и назначения разных покоев Зимнего дворца, о тонкостях придворных церемоний, а также касательно имён и титулов членов императорской династии, Семёнов отвечал охотно, без запинки и со многими подробностями. Вместе с тем пациент, понимая, что его никак не могут признать царевичем Алексеем, не настаивал на своём «царственном происхождении».

И, тем не менее, профессор Генделевич поставил Семёнову свой диагноз: парафрения (психопатологический симптомокомплекс, в котором преобладает бред фантастического содержания). «Но зачем бы мне понадобилось присваивать себе чужое имя? Разве я на что-либо претендую, или ищу для себя каких-либо выгод, привилегий?.. — горько вопрошал Семёнов у врача.

Одним из исследователей личности Филиппа Семенова является Эдвард Радзинский, изложивший известные ему факты в своей книге о последнем российском императоре. В частности, он опубликовал письмо от врача-психиатра Далилы Кауфман, лечившей самопровозглашенного цесаревича. Психиатр писала, что недуги Семёнова полностью совпадали с известными заболеваниями сына Николая II. Да и внешне пациент напоминал медперсоналу лица с портретов Николая - только не второго, а первого.

Так же Кауфман поведала в письме и о том, почему именитый профессор Генделевич после проверок Семенова не принял его слова всерьез и поставил ему известный диагноз. «Консультант разъяснил нам ситуацию: существует дилемма, и нужно принять общее решение - либо поставить диагноз (в стадии хорошей ремиссии) с возможностью использовать больного на прежних работах по месту заключения, либо признать случай неясным, требующим дополнительного обследования в больнице. Но в этом случае мы обязаны тщательно мотивировать свое решение в органах прокурорского надзора, который непременно пришлет следователя по особо важным делам из Москвы... Взвесив эти возможности, мы сочли за благо для больного выставить ему окончательный диагноз - парафрения, в котором совсем не были уверены, и вернуть его в лагерь... Больной был согласен с нашим решением (разумеется, диагноз ему не сообщили), - писала Кауфман.
Впрочем, другой тогдашний врач-ординатор той самой больницы, Юлия Сологуб, соглашаясь с мнением Кауфман об уникальности больного Семенова, сделала оговорку, что вряд ли это мог быть царевич Алексей: «…слишком неправдоподобно, чтобы наследник, с его слабым здоровьем, с редкой неизлечимой болезнью, мог вынести такую жизнь. Но что человек этот был близок ко двору — несомненно…».

Филипп Семёнов провёл в психиатрической лечебнице 4 месяца, после чего его вернули в колонию, где он и пробыл до 1951 года. Освободившись, Семёнов поселился в Ленинграде, устроился на работу. Больше никогда не был осуждён и не попадал в психиатрические лечебницы. Снова женился. По воспоминаниям приёмного сына Семёнова,

Из глубины веков. Изобретения древности, которые кажутся современными.

Так уж сложилось, что многие люди искренне считают, будто все приспособления для облегчения жизни были изобретены в наше время. А между тем нет ничего дальше от реальности, чем эти представления. Ведь как гласит народная мудрость, «всё новое - это хорошо забытое старое». Многие вещи, которые кажутся нам явлениями исключительно современными, были изобретены так давно, что время их изобретения теряется в глубине веков.

К примеру, первые многоэтажные многоквартирные каменные дома строили ещё древние римляне - и они были настолько прочными и продуманными, что частью из них продолжали пользоваться в разных концах Европы в XIX веке. А в Помпеях существовали знакомые нам пешеходные переходы, с полосками. Только эти полоски делались из камней и приподнимались над мостовой – ведь транспорт, который ходил по улицам, оставлял много естественных отходов.

Многие цивилизации бронзового века, например, Хараппа и Крит, знали водопровод и туалеты со смывом - они имели деревянные сиденья и верхний резервуар. Минойские члены королевской семьи, по всей видимости, были последней группой, которая использовала туалеты со смывом до повторного развития этой технологии в 1596 году. И это только несколько примеров того, чем пользовались люди древнего мира - задолго до нас.

Египтяне и инки использовали пенициллин в его природном виде – в плесени, что, правда, требовало умения с ней работать. Воду умели поднимать механически еще до изобретения насосов – используя архимедов винт.

В Византии была известная женская фармакологическая контрацепция – для неё использовали определённое растение, к нынешнему времени уже полностью истреблённое. Обезболивание в родах существовало задолго до XIX века – в разных цивилизациях использовали разные способы. К сожалению, из-за охоты на ведьм европейские акушерки перестали пользоваться обезболивающими отварами, опасаясь, что их сочтут колдовскими зельями, и женщинам пришлось веками мучиться без надежды на помощь с тем, чтобы перенести боль.

В каменном веке умели лечить зубы, пострадавшие от кариеса. Для этого использовалась маленькая ручная дрель, а пломбу делали из хорошо затвердевающих смол с дополнительными наполнителями. Египтяне первыми начали применять зубную пасту, используя смесь сушеных цветов ириса, каменной соли, мяты и перца, измельченных и превращенных в мягкую пасту.

Ацтеки системно строили вдоль своих широких, подобным римским, дорог бесплатные общественные туалеты. Галлы применяли химические удобрения и химические же красители для одежды.

Музыкальные пластинки появились куда раньше возможности записывать звук. Это были металлические пластинки для музыкальных автоматов с отверстиями, «программирующими» звук – который, как правило, воспроизводили маленькие колокольчики на разных нотах. Если автомат был хороший, то кроме колокольчиков могли быть струны, и звук становился разнообразнее. Ученые считают, что эти звуки напоминали мелодии, которые были на кнопочных телефонах в нулевые годы XXI века. Они проигрывались по кругу, но пластинку всегда можно было сменить. И да, под них танцевала молодёжь. Или сидела и грустила старая графиня. Это смотря, какую пластинку поставишь.

Первую раскладушку разработали для египетского фараона Тутанхамона. Царственный юноша был очень болезненным и не мог долго стоять или сидеть, так что придворный мебельщик придумал лёгкую складывающуюся-раскладывающуюся кровать, которую можно было везде носить за фараоном. Кстати, ещё древние египтяне знали цемент, фанеру и так ловко обращались с примитивными строительными инструментами при помощи остроумных техник и решений, что могли поспорить с обладателями современных инструментов. Правда, труда и смекалки им приходилось вкладывать куда больше.

Системой теплых полов, которая называется «гипокауст», пользовались еще древние римляне примерно в I веке до нашей эры. Поднимая пол с помощью ряда столбов, строители позволяли нагретому воздуху и дыму проходить под ним и обеспечивать тепло, не загрязняя комнату. К другим древним примерам полов с подогревом относится корейская ондоль, которая применялась еще тысячу лет назад и до сих пор служит основой для отопления в современных домах Кореи.

Будильник, который часто портит нам настроение по утрам, служит людям дольше, чем многие думают. Еще древнегреческий философ Платон, претендующий на звание создателя первого будильника, приспособил водяные часы так, чтобы они свистели через определенное время. Позднее это устройство было изменено другим греком, Ктесибием, изобретателем и математиком, жившим в Египте. Будильник Ктесибия, тоже активируемый водой, предназначался для того, чтобы в нужное время ронять камешки на гонг.

Не так давно было установлено, что еще в XVIII–XVII веках до н.э. минойцы изготавливали и использовали глиняную одноразовую посуду. Ученые во время раскопок на острове Крит обнаружили тысячи чашек, предназначенных для вина. Эксперты полагают, что эти чашки были предназначены для одноразового использования, так как выбрасывались после пиршеств. Вполне возможно, что использование одноразовых сосудов для вина — это была своеобразная демонстрация социального статуса в обществе и богатства. Во время пира собиралось много народу, в результате, как и сегодня, никто не хотел после ухода гостей мыть посуду.

Замена утраченных или необратимо повреждённых частей тела искусственными заменителями — протезами практиковалась еще в древности. Египтяне были пионерами ортопедической техники: первый функциональный протез большого пальца ноги, принадлежащей особе дворянского рода, был найден в Египте. Согласно данным ученых, он был создан в период 950-710 годов до н.э. Протез состоял из двух деревянных частей, которые скреплялись кожаной нитью через отверстия, просверленные в древесине. Кожаный ремешок крепил палец к ноге. Существует предположение, что на создание такого протеза египтян вынудила важность традиционных египетских сандалий в гардеробе знатной женщины, которые невозможно было носить, не имея большого пальца.

В результате раскопок в 1858 году в итальянском городе Капуя была найдена первая искусственная нога, которую сделали из дерева и меди приблизительно в 300 году до н.э.

Торговые автоматы, которые призваны облегчить жизнь современных людей, существуют уже тысячи лет, а первый автомат был изобретён для хранения святой воды. Греческий профессор и изобретатель Герон Александрийский, живший в I веке н. э., изобрёл первый торговый автомат, чтобы хранить святую воду и держать её подальше от воров. Да, люди крали святую воду, потому что тогда она была в цене, и паломники были готовы платить за неё большие деньги. Герон же придумал для храмов машину, которая позволяла взять только нужное количество святой воды, за которую паломник уже заплатил. Конструкция торгового автомата Герона была очень простой, но пресечь воровство в храме машина всё же помогла.

Первой в мире батарейкой на данный момент считается артефакт, найденный близ Багдада в 1936 году. За две тысячи лет до рождения изобретателя современной батарейки Алессандро Вольта древние парфяне создали ее прообраз. Он представлял собой 13-сантиметровый глиняный сосуд, через который был проведен железный прут. Внутри сосуда находился медный цилиндр, а внутри него железный стержень. В качестве электролита использовался уксус или лимонный сок.

Мощные оптические приборы появились у людей не менее чем 2 тысячи лет назад, на что указывают многочисленные свидетельства древних историков и писателей. Еще автор крупнейшего энциклопедического сочинения античности «Естественной истории» Плиний Старший, живший в I веке нашей эры, писал о ремесленниках, которым удавалось создавать столь миниатюрные ювелирные фигурки, что «муха могла закрыть их своим крылышком». Подтверждал это и создатель первого микроскопа Франческо Веттори. Идея мощного увеличительного прибора пришла к нему после того, как он увидел античные ювелирные украшения размером с половину зерна чечевицы, которые были обработаны так искусно, что это просто невозможно было сделать без сильной оптики.
В XIX-XX веках догадки Веттори подтвердились — археологи стали находить древние линзы одну за другой при раскопках античных городов — от Трои и Ассирии до Карфагена и Египта.

Это были искусно сделанные приборы из горного хрусталя толщиной всего 5-6 мм. Они имели размеры глазного яблока и даже совпадали по параметрам с некоторыми современными стандартными линзами.

Даже солнечные очки не являются продуктом современной цивилизации. Прообразом современных солнцезащитных очков пользовались еще древние северные народы. На Баффиновой Земле, к примеру, были найдены очки, созданные 800 лет назад. Они представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз. Такие очки защищали жителей Крайнего Севера от снежной слепоты, которая в этом регионе особенно опасна весной, в период «сияния снегов», когда отражательная способность снежного покрова возрастает.

Первое свидетельство о появлении детских ходунков зафиксировано на одном из художественных полотен, на картине 1485 года «Младенец Христос в ходунках» Иеронимуса Босха. На этой картине, размещенной в венском музее истории искусств, изображен ребенок, который идет, опираясь на трехопорные ходунки с деревянными колесиками. Хотя в средневековых книжных миниатюрах можно встретить изображения и более сложных конструкций. И видов ходунков было огромное множество: ведь тогда считалось, что позволять ползать ребенку нельзя ни в коем случае, иначе он никогда не станет человеком, а будет как зверь бегать на четвереньках.

Ну, и роботы! Считается, что своими корнями сегодняшняя робототехника уходит всё к тому же Герону Александрийскому, жившему около 2000 лет назад и построившему торговый автомат для святой воды. Именно этот изобретатель спроектировал автоматы на паровой тяге, которые исполняли незамысловатые представления перед потрясённой древнегреческой публикой.

А вот за 200 лет до Герона эл

Свадебное платье, пожалуй, один из самых желанных нарядов в жизни женщины. И даже не потому, что в нём выходят замуж, а потому, что важность церемонии как бы предполагает – это платье должно быть особенным! Самым красивым, самым нарядным, самым запоминающимся...

Но не многие знают, что белое свадебное платье той или иной степени пышности – появилось не так уж и давно, не прошло и 200 лет. А до этого. О, что только не надевали невесты в свой главный день!

А то же, что носили и в другие дни. Только более нарядное. Выбирали более тонкие или, наоборот, более плотные и роскошные ткани. Более яркие, более дорогие. Больше вышивки, больше отделки, больше драгоценностей. А уж что именно – зависело от эпохи, от страны, от культуры. Или же, если платье всё-таки специально шили, его потом могли надеть на любое другое торжественное событие, тем более, что платья могли быть самых разных цветов.

Русскую невесту в конце XVII обряжали в традиционный, но только особенно роскошный, в данном случае царский, наряд: "Под их песни боярыни и подружки накладывали на невесту легкую сорочку и чулки, красного шелка длинную рубаху с жемчужными запястьями, китайского шёлка летник с просторными, до полу, рукавами, чудно вышитыми травами и зверями, на шею убранное алмазами, бобровое, во все плечи, ожерелье".

Пройдёт немного времени, и благодаря Петру I барышни-россиянки станут носить то же, что и барышни европейские, следуя общей моде, а старинные костюмы и головные уборы останутся уделом крестьянок. Да и их костюмы постепенно изменятся.

По-настоящему культ свадебных платьев начался в XIX веке.

Многие даже не подозревают, что именно английская королева Виктория может по праву считаться родоначальницей свадебной моды.

10 февраля 1840 года королева надела на свою свадьбу с принцем Альбертом белое свадебное платье, что являлось необычным выбором на то время, ведь большинство девушек предпочитали красные или черные платья из тяжелого шелка или атласа. Именно королеве Виктории приписывают начало традиции белых свадебных платьев.

Считается, что именно тогда белый цвет свадебного платья не просто вошёл в моду, он постепенно вытеснил все другие цвета!

Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России

🔖"당신의 영감을 따르십시오. 그러면 우주는 벽이 있던 자리에 당신을 위해 문을 열 것입니다”.

«следуй за своим вдохновением, и вселенная откроет тебе двери там, где раньше были стены» 🇰🇷

Корейский художник Choi So Young использует старые джинсы для создания городских пейзажей.💖🇰🇷

🔖 — 해보지 않으면 모르잖아. 호기심이 생기는 건 뭐든 시도해봐. 좋아하는 것을 찾으려면 적극적으로 노력해야 해.

— Не попробуешь – не узнаешь. Попробуй всë, что пробуждает твоë любопытство. Тебе нужно прилагать активные усилия, чтобы найти то, что тебе понравится 🇰🇷