Как вдовы на Руси переживали своё горе.

Отношение к покойнику на Руси отличалось двойственностью: с одной стороны умершего остерегались, а с другой – пытались всячески умилостивить. Так, для того, чтобы покойный не вернулся с того света, его клали на лавку ногами к дверям. Нередко гробы выносили из избы через отверстия, проделанные в стенах или крыше для того, чтобы покойник не нашел дороги назад. Вынося гроб из дома, старались не задеть им косяк для того, чтобы не «прикрепить» усопшего к дому.

Некоторые же действия, напротив, совершались будто специально для того, чтобы привлечь усопшего. Например, на окне оставляли сосуд с водой и полотенце в полной уверенности, что покойный захочет умыться. Во время поминок один прибор обязательно ставили для того, кто ушел в мир иной. Тарелку наполняли едой, думая, что умерший присутствует на собственных поминках. Кроме того, после похорон всегда топили баню, где готовили белье и полотенце для покойного. Только после того, как усопший вдоволь напарился, в баню заходили и остальные.

Статус вдовца/вдовы, наряду со статусом бобылей и вековух воспринимался деревенским обществом, как ущербный.

Вдова соблюдала траур по мужу от шести недель до года. Ей полагалось носить траурную «печальную» одежду. Интересно, что в одеянии присутствовали элементы белого цвета. Это цвет перехода человека в новый статус.

Например, в Пензенской губернии в течение первого года траура вдове полагалась «кручинная» белая рубаха с минимальным количеством вышивки, белые платок и передник.

«Печальную» одежду носили и все родственники усопшего, но вдова дольше всех.

Жизнь женщины, после потери мужа, могла сложиться по-разному, в зависимости от её возраста, семейного статуса и наличия детей.

Бездетная вдова, прожившая с мужем непродолжительное время, по истечении шести недель траура возвращалась в отчий дом, к отцу и матери, получив малую часть имущества мужа.

Беременная вдова или имеющая детей, (особенно мальчиков), как правило, оставалась в семье мужа. Но, если у неё были одни дочери - она могла вернуться в дом родителей.

Вдова средних лет и старушка получала все имущество покойного.

Вдове-солдатке, у которой муж погиб на войне, часто строили отдельную избу, где она и проживала.

Через год или два вдова могла выйти замуж вторично, забрав всех детей с собой. При этом она лишалась всех прав в прежней семье.

Вдовцу, особенно если он имел детей, разрешалось повторно жениться раньше.
Вдовцы охотнее женились на вдовах, нежели на молодых девицах. В народе говорили: «Вдову взять — спокойнее спать».

Да и молодые девицы не стремились замуж за вдовцов, считая, что на небесах у них уже есть пара.

Однако, если так происходило и вдовец женился на девице, то свадебная церемония была такой же, как и у вступающих в брак впервые.

Если же вдова вступала в брак повторно, то здесь уже действовал ряд ограничений. Она не устраивала девичника, ей не закрывали лица платком и не пели песен и причетов, не требовалось и приданого.

Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней