Единственная подруга императрицы. Как сложилась судьба фрейлины, Анны Вырубовой.
В апреле 1926 года, когда она проживала в Выборге, в руки ей попался советский журнал «Прожектор». Среди жизнеутверждающей хроники, бодрых стихов и очерков, воспевающих вроде бы русскими, но какими-то царапающе-чужими словами новую прекрасную жизнь, обнаружилось её фото.
«На снимке справа портрет скончавшейся Анны Вырубовой, личного друга Александры Федоровны, одной из самых ярых поклонниц Григория Распутина. С именем Вырубовой связаны последние, самые мрачные годы царизма. Во дворце она играла крупнейшую роль и вместе с Распутиным правила государством. Протопопов был её ставленником, многие назначения проходили при её помощи», — такое сообщение о своей смерти прочитала Анна Вырубова в некрологе.
Кто знает, что почувствовала она в этот странный момент. Опустошение? В который раз горечь обиды за ложь и клевету? Жгучую боль от несправедливости любимой родины? Или внезапную лёгкость от того, что несчастная Вырубова, которую молва наделила всеми возможными пороками и сделала воплощением зла, похоронена наконец этой молвой вместе со всей этой грязью? Для её Родины Вырубова давно умерла, но Анна Александровна Танеева, верная и преданная подруга последней российской императрицы, продолжала жить...
⠀
Казалось бы, дочери придворного статс-секретаря и главноуправляющего канцелярией Его Императорского Величества обер-гофмейстера Александра Танеева с самого рождения была уготована безбедная, комфортная и счастливая жизнь. Её отец, высокообразованный человек, замечательный композитор, двоюродный брат композитора Сергея Танеева, друживший с Шаляпиным и Чайковским, был глубоко предан царской семье. Ведь те обязанности, что были возложены на него при дворе Николая II, с честью исполнялись его прадедом, дедом и отцом ещё со времен царствования Александра I.
По материнской линии Анна была пра-пра-правнучкой фельдмаршала Михаила Кутузова, и на генеалогическом древе её матери гордо переплелись ветви немало послуживших на благо России старых дворянских родов Кутайсовых, Бибиковых и Толстых.
Подросшие девочки из знатных семей, чьи родители служили при дворе, получали, как правило, титул почётной фрейлины её величества. И воспитанная в атмосфере почитания царской семьи Аня, с детства восхищавшаяся императрицей Александрой, с нетерпением ждала этого события. Бесхитростная, открытая девушка с васильковыми глазами на простодушном лице и представить не могла, что, оказавшись при дворе, станет объектом насмешек, грязных сплетен и отвратительных инсинуаций, которые будут преследовать её всю жизнь.
⠀
Анну Танееву впервые представили двору в 1902 году, на её первом балу. Очень застенчивая поначалу, но веселая и живая по натуре, 17-летняя Анна так влюбилась в атмосферу праздника, что быстро освоилась и в первую свою зиму танцевала на 32-х балах. Для организма, видимо, это стало нешуточным испытанием, потому что спустя несколько месяцев она тяжело заболела и едва выжила, перенеся тяжелейшую форму брюшного тифа, осложнившегося воспалением лёгких и почек, менингитом и временной потерей слуха. Аня сгорала от жара в забытьи, когда дом её родителей посетил отец Иоанн Кронштадтский. Как писала сама Анна позже, он «чудом вырвал» девочку из лап болезни. Потом было лечение в Бадене, медленное восстановление в Неаполе, но именно Иоанна Кронштадтского с этого момента она считала своим спасителем и обращалась к нему в своих молитвах каждый раз, когда её охватывало отчаянье.
⠀
В январе 1903 года Анна получила «шифр» — инициалы, украшенные бриллиантами, что давало право называться почетной фрейлиной Её Величества. Вскоре заболела одна из личных фрейлин императрицы, и Танееву пригласили её заменить. Замена была временной, но императрица Александра Федоровна очень привязалась к новой фрейлине, разглядев в ней родственную душу, которой ей так не хватало в кишащем сплетнями и интригами дворце.
⠀
Будучи счастлива в браке с российским самодержцем, немецкая принцесса меж тем не пришлась при дворе Романовых. Петербургский свет принял супругу Николая II настороженно и недружелюбно.
Здесь правил дворцовый этикет. Приятная наружность, безукоризненные манеры, идеальный французский, умение держать себя в обществе — вот что ценила придворная знать. Молодая государыня делала ошибки, говоря по-французски, и нередко путалась в тонкостях дворцовых правил. Она не нашла общего языка и с матерью супруга, вдовствующей императрицей, которая вовсе не спешила отходить от дел.
Императорская семья с неодобрением и ревностью наблюдала необыкновенную нежность в отношениях государя и государыни. А природную застенчивость Александры Федоровны во дворце принимали за надменность и спесь. Искусственные улыбки, фальшивое почтение и непрекращающиеся сплетни - долгие годы императрица тосковала по простому человеческому общению. И потому была счастлива почувствовать родную душу и привязалась к фрейлине, очаровавшей её своей искренностью и веселым нравом.
Ей нравилось, устроившись на диване в маленьком кабинете Нижнего дворца, рассказывать подруге о своей прошлой жизни, показывать фотографии родных, листать любимые книги, зачитывая подчеркнутые, запавшие в душу строки. А, вернувшись с прогулки, долго пить чай и разговаривать о важном и неважном, чувствовать рядом человеческое тепло и дружеское участие. Простые, но драгоценные вещи, которые невозможно ни купить, ни получить по высочайшему повелению. «Тебя мне Бог послал, с этих пор я больше никогда не буду одинокой!» — услышала счастливая Анна в последний день своего первого летнего путешествия по финским шхерам с царской семьей.
⠀
Двор, конечно же, не мог простить молодой фрейлине такого внезапного сближения с государыней. Аристократки-сверстницы завидовали вниманию, которое царица уделяла Анне, и не скупились на язвительные замечания. Личные фрейлины императрицы негодовали по поводу постоянного, противоречащего этикету присутствия недостаточно знатной Танеевой в царских покоях. Придворное окружение возненавидело выскочку, неясным путем втершуюся в доверие и наверняка преследующую свои тайные цели. Людям, достигшим виртуозности в искусстве плетения интриг, невозможно было допустить, что никаких тайных целей у неё не было. Танеева искренне восхищалась Александрой Федоровной и ничего не желала так сильно, как быть с бескорыстно любимой государыней рядом.
⠀
Конечно, положение фрейлин было весьма завидным. У каждой из них во дворце было своё жилье, они получали в своё расположение слугу, извозчика и повозку с лошадьми, а личные фрейлины императрицы ещё и большое жалованье — 4000 рублей в год. Но к Танеевой все эти блага не имели никакого отношения. Поначалу она была почетной фрейлиной, а это был титул без материального обеспечения. Официальной фрейлиной императрицы ей выпало быть лишь несколько месяцев, а затем Анна вышла замуж. Собственно, это было ещё одно важное преимущество положения фрейлины — возможность получить выгодную партию. Но для Анны Танеевой брак обернулся кошмаром.
⠀
Флотский офицер Александр Вырубов, которого императрица сочла достойной парой своей любимице, оказался для Анны человеком чужим и опасным. Чудом оставшийся в живых во время гибели российской эскадры при Цусиме, он страдал от жесточайшей депрессии, психику его терзала обострившаяся наследственная болезнь. Спасительный развод удалось получить лишь через год. Целый год постоянного страха...
⠀
После замужества и развода Анна Вырубова уже не имела права на титул фрейлины. Но привязавшаяся к ней почти как к младшей сестре Александра Федоровна не захотела с ней расставаться. Так Анна осталась при дворе на правах подруги императрицы. И всегда была рядом: и в тревожные ночи у постели больного наследника, и в полные простого счастья летние дни в Ливадии, и за тихим вышиванием, и за молитвой. И среди боли и стонов в военном госпитале, где они с императрицей трудились без устали, не страшась ни ужасающего вида ран, ни крови... Царская семья нежно и преданно любила её в ответ. Для них она была милая Аня, Анечка, душка. Александра Федоровна называла её «Большой Бейби», ведь «Маленьким Бейби» был цесаревич Алексей.
Зависть и ненависть к царской фаворитке среди придворных росла как снежный ком. Анну постоянно обвиняли в хитрости и коварстве, злословили о её огромном влиянии на государя и государыню. И своего апогея эти слухи достигли, когда при дворе появился Распутин. Они выплеснулись на страницы бульварных газет и смаковались в аристократических салонах. Вырубову называли интриганкой и мерзкой сводней, наложницей старца и главной виновницей его проникновения во дворец. О том, что царскую семью познакомила с Распутиным их родственница, увлеченная мистикой и оккультизмом великая княгиня Милица Николаевна, предпочитали не вспоминать.
Царская чета была готова на всё, лишь бы облегчить страдания больного гемофилией наследника. Ради этого родители готовы были терпеть грязные вымыслы сплетников об отношениях старца и царской семьи. Терпела и оклеветанная Анна, не зная, что терпения ей потребуется ещё бесконечно много...
⠀
2 января 1915 года поезд, которым Анна Вырубова ехала из Царского села в Петроград, потерпел крушение. Последствия были страшными. У Вырубовой был повреждён позвоночник, тяжело травмированы обе ноги, железной балкой перебита лицевая кость, горлом шла кровь. В безнадёжном состоянии её оставили умирать. Четыре часа она пролежала без медицинской помощи в маленькой станционной сторожке, моля Бога лишь о смерти. Когда её наконец-то перевезли в Царскосельский лазарет, был вызван Распутин, который, увидев Анну, произнёс лишь: «Она будет жить, но калекой». Остаться инвалидом в 31 год, передвигаться только на коляске или с помощью костылей…
⠀
Едва придя в себя после катастрофы и получив от железной дороги большую компенсацию (80 тысяч рублей), все эти деньги Вырубова потратила на создание лазарета в Царском Селе. На собственном опыте зная, что такое быть инвалидом, она организовала и реабилитацию для оставшихся инвалидами солдат. В её Трудовом доме они, прежде чем отправиться после лечения