Страсть к танцам. Откуда берут начало бальные традиции в России, и как проходил самый необычный бал.

В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся, пожалуй, один из самых необычных балов в истории царской России. Все приглашенные по велению императрицы Марии Федоровны явились на торжество в черном, а дамы ко всему этому еще и в бриллиантовых украшениях, отсюда и название - «Черный бал» с драгоценностями...

В XVIII и XIX веках Северная столица Российской империи на всю Европу славилась своими балами, которые начинались в зимний сезон от Рождества и продолжались до окончания Масленицы. А когда Николай II на рубеже двух столетий стал потихоньку «сворачивать» традицию больших балов, это вызывало в высшем свете негодование. Царь отчасти пошел на это из-за супруги Александры Федоровны, которая терпеть не могла балы - танцевать она не любила, часто болела, а уж когда в семье появился больной ребенок, ей и вовсе стало не до развлечений.
Зато родители Николая, Александр III, а в особенности Мария Федоровна, обожавшая танцевать, во время своего правления свято соблюдали «бальные традиции». Каких только балов не устраивала императорская чета! В разное время Мария Федоровна устраивала и костюмированные балы (различной тематики, навеянной политическими событиями, новинками техники, театральными премьерами...), и разноцветные балы - голубые, розовые, зеленые. Но, чтобы черный?! На это, действительно, должна была быть уважительная причина.

Это событие наделало немало шума, как в России, так и в Европе. Шли разговоры о том, что этот бал стал изощренной местью российской императорской семьи австрийскому двору. А историки и вовсе называли его настоящим политическим вызовом. А еще говорили, что выбор цвета стал следствием тогдашних взаимоотношений между Российской и Австрийской империями, между которыми давно пробежала черная кошка. Их отношения были натянутыми со времен правления Николая I и окончательно испортились «благодаря» Крымской войне, во время которой Австрия предпочла придерживаться враждебного нейтралитета к России.

Ничего не изменилось и после окончания войны, при императоре Александре II. Мало того, через несколько лет австрийский двор пренебрег трауром, объявленным в России по поводу смерти великого русского князя, и организовал в стране масштабные празднества и гуляния. А ведь по международным канонам, в случае смерти кого-либо из членов европейских правящих династий в столицах всех дружественных держав объявлялся траур, и все увеселения отменялись.
Такое дерзкое неуважение, возможно, и сошло бы с рук австрийскому двору, если бы не одно «но». Умерший великий русский князь был никто иной, как старший сын и наследник правящего императора Александра II и жених тогда еще совсем юной дочери датского короля Кристиана IX, Дагмар.

Разумеется, австрийская аристократия тогда не могла предвидеть того, что убитая горем принцесса Дагмар через полтора года выйдет замуж за младшего брата своего покойного жениха, Александра, ещё через 15 лет станет российской императрицей, а ещё через 8 лет изысканно отомстит Австрии за неуважение к России.

Мария Федоровна, питавшая настоящую страсть к танцам, очень любила балы. Она могла танцевать всю ночь напролет, даже находясь в интересном положении. После того, как Александр взошел на престол, приглашение на бал в Аничковом дворце стало считаться знаком особого расположения императорской семьи.

Вот и в январе 1889 года императорская чета готовилась к открытию очередного сезона балов, когда из Австрии пришла новость о «Майерлингской трагедии»: погиб 30-летний наследник престола, кронпринц Рудольф. Накануне он был найден мёртвым в одной из комнат замка Майерлинг - там он находился со своей любовницей, 17-летней баронессой Марией фон Вечера. Как выяснилось, оба умерли от выстрелов в голову. Согласно официальной версии, Рудольф, якобы страдавший психическим расстройством, покончил с собой, перед этим убив любимую.

Новость о трагической гибели кронпринца быстро облетела европейские дворы, дойдя и до России. Императорская семья, как и все монаршие дома Европы, должна была высказать соболезнование и в знак уважения отменить все развлекательные мероприятия. Однако к тому моменту Мария Федоровна уже разослала приглашения на первый зимний бал, а отменять его попросту не захотела. Императрица решила провести увеселительное мероприятие, но с траурным колоритом. И, как считается, пошла на такой шаг, припомнив австрийскому двору весёлые торжества, которые тот устраивал во время траура в России.

Необычный бал состоялся в назначенный срок. И очевидцы были поражены красотой происходящего: в белоснежном концертном зале дворца кружились в вальсе элегантные дамы и кавалеры в чёрном. «Светские дамы красовались в черном, в том числе, в башмачках, с изящными длинными перчатками и веерами. На черном фоне бриллиантовая россыпь сверкала, словно кристаллы льда, отражающие солнце. Звучали только венские музыкальные произведения. Все участники торжества признали бал необыкновенно восхитительным, а светских дам - блистательными», - вспоминал тот вечер императорский камердинер Николай Радцих. «В белом концертном зале это было очень красиво», - вторил ему присутствовавший на балу князь Сергей Волконский. И нужно признать, что это была действительно изысканная месть, поскольку «никогда женщины не выглядели так привлекательно, как на этом балу, – в черных вечерних платьях, усыпанных бриллиантами!».

Разумеется, что Европа тут же осудила «кощунство» российского двора и расценила это как неофициальный политический акт непокорности.

Считается, что первый в истории публичный бал (документально засвидетельствованный) состоялся в 1385 году в Париже в честь бракосочетания Карла IV и Изабеллы Баварской. Молодожены были счастливы, еще не ведая, что супруг войдет в историю под весьма нелицеприятным прозвищем Безумный. Впрочем, в целом танцы тогда считались развлечением низким, идущим от народных карнавалов, недостойных внимания высшего общества. Ситуация стала меняться в эпоху Возрождения, а в авангарде, как тогда часто бывало, выступали итальянские города.

В конце XVI — начале XVII века, во времена Марии Медичи и Генриха IV, танец как развлечение знати начал завоевывать популярность во Франции. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что королева-итальянка и ее окружение привезли во Францию традицию тосканских маскарадов, благодаря которой аристократы могли скрывать свои лица и вести себя более раскованно.

При Людовике XIII — сыне Марии и Генриха — балы стали любимым развлечением двора. Окончательно же каноны придворного бала как главной формы великосветского раута были сформулированы уже при «короле-солнце» Людовике XIV.

В России первые попытки ввести в придворный этикет балы предпринимались при Лжедмитрии I. Юная Мария Мнишек и ее польская свита пытались навязать эту забаву русскому двору, но придворным эта идея не понравилась. А после воцарения Романовых с их патриархальными боярскими традициями о балах даже не вспоминали. Уважающие себя люди могли в лучшем случае смотреть на пляшущих скоморохов, но принимать участие в таких игрищах считалось неприличным.

Впрочем, запрета на собрания с танцами тоже не было, поэтому прибывавшие в Россию иностранцы имели возможность поддерживать принятые на их родине традиции. Радовали они себя танцами и в Немецкой слободе на Яузе, или на Кукуе, где частым гостем бывал молодой царевич Петр Алексеевич. Там будущий государь и познакомился с обычаем вечерних общественных собраний, на которых люди одного круга имели возможность общаться, играть в шахматы и шашки, выпивать и, конечно, танцевать. Наверное, в этой форме времяпровождения было больше от собраний торговых или мануфактурных гильдий протестантских городов европейского Севера, нежели от великосветских балов французского двора, но Петру они понравились своей душевностью и раскрепощенностью.

И вот в декабре 1718 года в особняке генерала графа Ивана Бутурлина на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга состоялась первая в истории России ассамблея, от которой и ведет своё родословие русская бальная культура.

Петр всегда любил веселье и шумные компании. По молодости бывал и первым в застольных подвигах. Однако когда государь отравился во Францию (где и познакомился с традицией проведения балов), ему было уже 45, и выдерживать былые алкогольные нагрузки становилось всё труднее. Но любовь к общению и любознательность не покидали Петра - возможно, именно этим объяснялось его желание приобщить подданных к культурным мероприятиям, где общение имело более сдержанный, даже интеллектуальный характер.

В старой русской традиции тоже было принято общение — люди ходили в гости, устраивали «званые пиры». Но отношения строились один на один, максимум — в небольшой компании равных по статусу. Первичны были богатый стол и питье, хозяин старался угодить гостям обильными и изысканными кушаньями, а заодно решались важные проблемы. Ассамблеи же смещали приоритеты — еда была необязательна или второстепенна, общение проходило в широком кругу, на первый план входили танцы, игра в шахматы и шашки, непринужденные беседы. Людей не приглашали специально - они обязаны были приходить сами. Очень точно охарактеризовал ассамблеи великий русский историк Василий Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».

В ассамблеях обязательно принимали участие женщины, что для традиционного русского аристократического общества было совершенно необычно. Причем делалось это насильственно — идя «в ассамблею», муж должен был взять жену и взрослых дочерей. За попытку «спрятать» своих женщин могло последовать наказание, за этим следило ведомство генерал-полицмейстера. Исключение делалось лишь в тех случаях, когда устраивающий прием хозяин был холост — в этом случае мужчины являлись в одиночестве, а танцы исключались из програ

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней