Что вам надо? - Шоколада!..
Как российские кондитеры и их шоколад были признаны лучшими в мире.
11 июля отмечается, пожалуй, самый аристократичный из всех сладких праздников, придуманных человечеством, — Всемирный день шоколада. Согласитесь, это хороший повод вспомнить о том, что на рубеже XIX–XX веков пальма первенства в искусстве изготовления этого лакомства принадлежала русским шоколатье!
⠀
Швейцарский и бельгийский шоколад знают во всём мире - и тот, и другой считаются эталоном вкуса и качества. Меж тем, ещё в конце XIX века самым желанным сувениром из России считалась коробка русского шоколада, оформленная в национальном стиле. Русский шоколад не просто существовал, но и пользовался почётом и уважением как в Европе, так и за океаном. Красочные упаковки, эскизы которых создавали многие известные художники (Елизавета Бём, Иван Билибин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Борис Зворыкин...), сегодня являются мечтой многих коллекционеров и уходят на аукционах за баснословные деньги.
В Россию шоколад попал почти на 150 лет позже, чем в Европу, и исключительно благодаря Петру I. Потому и «столицей» отечественного шоколада стал Петербург. Невиданное кушанье, приготовленное специально выписанными из Голландии кондитерами, подавали на царских ассамблеях наравне с кофе и миндальным молоком. При дворе Елизаветы Петровны, по всей видимости, унаследовавшей любовь к сладкому от отца, уже была учреждена постоянная должность цукермейстера, изготовлявшего конфеты и шоколад для императрицы.
Однако это ремесло достаточно быстро перестало быть исключительно прерогативой придворных кондитеров. С середины XVIII века многие заведения предлагали посетителям горячий шоколад, а вот разного вида «конфекты» начали выпускаться только во второй половине XIX века. И были они недешёвым лакомством. Так, обычный шоколад стоил от 60 до 80 копеек за фунт (чуть меньше полкило), а ванильный — от рубля до двух с половиной.
Первое письменное упоминание о продаже шоколада в России относится к 1818 году, когда гость Санкт-Петербурга писал в Москву о некой лавке на Невском, где «приятно отдохнуть и выпить чашку горячего шоколада». Имени автора и названия лавки история, к сожалению, не сохранила. Но в скором времени шоколад в России, как и в Европе, уже прописывали высокопоставленным пациентам для улучшения аппетита и укрепления иммунитета - а также просто пили это полезное лакомство в своё удовольствие и баловали им детей.
⠀
XIX век можно без преувеличения назвать веком шоколада в России. Упоминания о нём встречаются в произведениях лучших российских писателей и поэтов - Пушкина, Лермонтова, Гончарова, чьи герои либо ломают плитку шоколада, либо расслабляются за чашечкой какао, либо просто дарят шоколад возлюбленным.
В 1861 году шоколад становится уже настолько популярным, что Елена Молоховец, классик русской кулинарной литературы, включает его рецептуру в свою книгу «Подарок молодым хозяйкам».
⠀
Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Харьков - передовые «шоколадные» города в дореволюционный период - были буквально забиты шоколадными лавками, крупными магазинами и производствами. Шоколад продавали и на развес, и поштучно, а в кондитерской Пфейфера, расположенной у Александровского театра Северной столицы, можно было даже купить вещицы из шоколада».
⠀
Многие кондитеры того времени были выходцами из европейских стран - они открывали свои маленькие мастерские в крупных городах и потчевали шоколадом не только россиян, но и поставляли его в Англию и Америку. И уже к началу ХХ века российские шоколатье прочно удерживали лидирующие позиции. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1900 года решено было показать всё лучшее, с чем человечество входило в ХХ столетие. И в области кондитерского искусства российские шоколатье забрали все награды. Четыре Гран-при поровну поделили «Жорж Борман» и «Эйнем». Золотой медали удостоилась фирма «А. Сиу и К.», а серебряной — «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей». Как видите, ни Швейцарии, ни Бельгии, ни Франции в этом списке не значится.
К тому времени в Москве существовало уже 240 кондитерских производств и 172 - в Петербурге. И это не считая провинциальных фабрик, лучшие из которых наравне со столичными гигантами становились поставщиками Императорского двора. Ни о каких суррогатах и «заменителях» речь не шла по определению. При такой конкуренции «выживали» только те, кто стремился к высочайшему качеству.
⠀
Так, во время одной из экспедиций известного путешественника и писателя Дмитрия Шпаро был обнаружен продовольственный склад, заложенный в конце XIX века известным полярным исследователем Эдуардом Толлем, тем самым, что погиб, отправившись на поиски Земли Санникова. Среди провианта были найдены сорок плиток шоколада фирмы «Конради». Когда одну распечатали и попробовали, мнение было единодушным: ничего подобного никто из присутствовавших никогда не ел. А ведь шоколад пролежал при минусовой температуре 80 лет! Говорят, что участники экспедиции решили продолжить эксперимент и оставшийся «золотой шоколадный запас» заложили ещё на полвека, чтобы вскрыть в 2024 году.
⠀
Сегодня мы различаем шоколад по стране-производителю и начинке. Но надо сказать, полтора столетия назад лакомки разбирались в нём куда лучше и сбить их с толку добавками вроде кайенского перца или сушёной дыни-канталупы было бы просто невозможно: в шоколаде ничего, кроме самого шоколада, быть не должно. Исключение делалось для орехов и ванили. А сорт шоколада определялся исключительно сортом и происхождением какао-бобов. В каталоге кондитеров Абрикосовых их насчитывалось 12: нумерация обозначала сорта и страну происхождения сырья.
⠀
Кстати, именно Абрикосовы являются самой знаменитой русской кондитерской династией. Её основатель Степан Николаев, будучи крепостным, радовал свою помещицу сладостями собственного изготовления. Та послала его в Москву совершенствоваться, а предприимчивый крестьянин не просто набирался там кондитерского мастерства, но ещё и лавку открыл. И торговал настолько успешно, что сумел всё семейство своё на волю выкупить. Его сын Иван дело отца продолжил и фамилию себе взял под стать ремеслу — Абрикосов, потому как лучше всего у него получалась фамильная абрикосовая пастила.
Третье поколение Абрикосовых не только спасло отцовское дело, которое чуть было не обанкротилось, но и расширило его. Одним из первых Алексей Иванович Абрикосов начал привлекать профессиональных художников к оформлению упаковки. Но и о качестве содержимого не забывал: шоколадные фигурки пасхального зайчика и рождественского деда Святого Николая, обёрнутые в яркую фольгу, — его изобретение. Вообще же, на фабрике Абрикосова выпускалось около 800 (!) наименований сладостей, вкус которых покорял и маленьких, и взрослых сладкоежек. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» вспоминал о шоколадных конфетах «с кусочками ананаса на кружевной бумажке» и особом «удивлении», который однажды подали к праздничному обеду. Это был «сделанный по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных душистых леденцов, в разноцветном мороженом, светящийся изнутри — живой «Кремль»».
⠀
Четвёртое поколение кондитеров Абрикосовых — пятеро сыновей Алексея Ивановича — Николай, Иван, Владимир, Георгий и Алексей — в 1880 году составило товарищество, уставный капитал которого равнялся 2 млн рублей. И это была уже процветающая кондитерская империя в статусе поставщика двора его Императорского Величества.
⠀
Другой известный российский кондитер, Григорий Борман, был сыном фармацевта, но по стопам родителя не пошёл. Он нанялся приказчиком в кондитерскую лавку (уж больно любил сладкое) и работал настолько совестливо, что бездетные хозяева, когда пришла пора уйти на покой, подарили расторопному молодому человеку своё заведение. Но Григорий мечтал не торговать чужими сладостями, а производить свои. В мастерской, которую Борман открыл на Невском, конфеты изготавливались вручную, единственным механизмом была машинка для выделки шоколадных плиток. Торговля шла настолько успешно, что, взяв кредит, он приобрёл в 1866 году кондитерскую фабрику Генриха Пфейфера. И черед три года шоколад фирмы «Жорж Борман» получает бронзовую медаль на Всероссийской выставке в Петербурге.
В 1876 году Борман так же становится поставщиком Двора. В 1878 году его шоколад удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1895-м — ещё двух и получает медаль на выставке в Чикаго. А ещё Григорий Борман первым в России додумался до того, чтобы продавать шоколад через… автомат. Его сконструировали по заказу фирмы и установили на Невском: бросаешь монетку — и получаешь маленькую шоколадку.
⠀
А вы знали, что полюбившийся современным детям «киндер-сюрприз» придумал вовсе не мистер Генри Род, как в этом пытается убедить нас Википедия. В сохранившемся прейскуранте «Фабрики кондитерских товаров» Иоганна Леопольда Динга за июль 1909 года на странице 44 в разделе «Сезонный товар» указаны «Пасхальные шоколадные яйца, изящно отделанные или завёрнутые в цветную фольгу» девяти наименований по цене от 12 до 100 рублей за сотню в зависимости от размера. Сюрпризом же внутри была не пластмассовая игрушка, а шоколадная фигурка с пасхальной символикой. Если учесть, что предприятие Динга было основано ещё в 1883 году, то можно предположить, что это шоколадное лакомство с сюрпризом было придумано не в XX, а в конце XIX-го!
⠀
Ещё одного кондитера, Морица Конради, швейцарца по происхождению, именовали «русским шоколадным королём». Основанная в 1853 году им, потомственным шоколатье, фабрика со временем выросла в одно из крупнейших кондитерских предприятий Санкт-Петербурга. Кроме собственно шоколада и конфет здесь производили печенье, бисквиты, пастилу и мармелад. А для приверженцев здорового образа жизни была придумана «шоколадная» овсянка. Шикарные магазины фирмы Конради располагались в самом центре Северной столицы. Только на Невском их было целых три, а ещё на Садовой, Загородном и Суворовском проспектах и Университетской набережной. А ещё в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе и Киеве.
Другой не менее известный кондитер, Адольф Сиу, начинал