Какие строения были нужны крестьянину во дворе, кроме избы? Зачем дети и взрослые залезали в печь? Что такое бабий кут и чем хозяева старались украсить быт? Рассказываем, как были устроены традиционное подворье и изба.
Во дворе у крестьянина среднего достатка, помимо избы, располагалось множество самых разных строений. В амбаре в прочных ларях хранили зерно и муку, на сеновале складывали сено. А в овине сушили перед молотьбой рожь и пшеницу, увязанные в снопы. В хлеву стояли коровы, свиньи, козы; в конюшне — лошади. «Транспорт» — летнюю телегу и зимние сани — хранили под навесом.
При дворе обычно находился и огород. Издревле крестьяне выращивали огурцы и капусту, лук и чеснок, редьку и морковь, свеклу и репу. А позже в хозяйстве появились и «новомодные» заграничные растения — помидоры и картошка. При избе крестьяне выкапывали погреб — иногда поблизости от дома, а иногда прямо под ним.
Здесь сохраняли свежими выращенные овощи, молоко, сметану и масло. А еще в погреб сносили припасы на зиму. Крестьяне солили огурцы и грибы, квасили капусту, мочили яблоки, клюкву и бруснику, вялили и коптили мясо и рыбу, заготавливали солонину. Как правило, заготовить старались как можно больше: излишки можно было весной продать на ярмарке.
Еще крестьянская семья старалась срубить во дворе баню, хотя бы небольшую. В ней не только мылись, но и проводили разные обряды: например, устраивали своеобразный девичник для будущей невесты. Подруги парили ее в бане, заплетали косы и исполняли причитания — грустные напевы, в которых молодая девушка прощалась с отчим домом. А еще в бане лечились: грелись при переохлаждении или по совету знахарки лили на раскаленные камни вместо воды снадобья из целебных трав. Однако бани были не у всех.
В XIX веке крестьяне ставили каменные и деревянные избы или мазанки. Каменный дом был самым дорогим — от 100 до 200 рублей, а мазанку плели из дерева, обмазывали глиной, а затем белили. Она могла обойтись хозяину в десять раз дешевле.
Входили в крестьянскую избу через сени — небольшой коридор между крыльцом и жилой частью дома. Сени не отапливали, обычно здесь хранили предметы обихода, а летом, в жару, иногда спал кто-то из членов семьи. Между входным помещением и жилой частью могла находиться клеть, в ней тоже складывали вещи.
Чтобы экономить тепло внутри дома, двери в избу делали узкими и невысокими. Небольшими были и окна. До появления стекол их затягивали бычьим пузырем, промасленной бумагой, иногда заставляли кусочками слюды, а зимой просто затыкали тряпками или мешками с соломой. В домах побогаче окна снаружи закрывали ставнями, которые украшали резьбой и расписывали красочными орнаментами.
Главным помещением избы была отапливаемая хата. Здесь члены семьи спали, ели, занимались домашним трудом. Мужчины, когда не было полевых работ, плотничали, плели лапти и корзины, изготавливали и чинили конскую сбрую, охотничьи силки и рыболовные снасти. Девушки и женщины пряли, ткали и шили одежду.
Основой крестьянской избы была большая печь. В ней готовили традиционные блюда: томили щи и похлебки, варили уху из разных видов рыбы, запекали поросят и пироги с самыми разными начинками. Печь могли топить «по-черному», когда дым уходил внутрь избы, или «по-белому», тогда устанавливали специальную трубу. При первом варианте крестьяне расходовали на растопку меньше дров. Но в избе было гораздо грязнее, потолок покрывала копоть и всегда существовал риск отравления угарным газом. Известны случаи, когда от этого погибали целые крестьянские семьи.
На теплой печной лежанке спали дети и старики. А внутри остывающей русской печки иногда устраивали для младших членов семьи «баню»: сначала их отпаривали внутри за закрытой заслонкой, а потом уже в горнице купали в корыте. В некоторых регионах так мылись и взрослые. Печь в таком случае заблаговременно складывали с высоким сводом.
Еще существовал обычай «перепекания» младенца. Если ребенок рождался недоношенным или слабеньким, повитуха укладывала его на лопату — иногда даже обмазывая тестом — и трижды засовывала в теплую печь. Считалось, что так малыш становится крепче и сильнее.
Мебель в крестьянской избе была скромной. В хате стояло лишь необходимое: лавки, которые крепили прямо к стене, длинный стол для всей семьи и большие сундуки. Внутри них хранили одежду, обувь, подушки и одеяла, а сверху обычно устраивали постели. В каждом доме обязательно был красный угол с иконами, их украшали вышитыми рушниками и иногда бумажными цветами. Когда кто-то посторонний входил в дом, ему следовало перекреститься на красный угол. А хозяин сажал на место под образами самых дорогих и почетных гостей.
Зимой в избе ночевали не только члены семьи, но и животные. В горницу забирали телят, ягнят и козлят — иногда даже с матерями. Так крестьяне сберегали ценное для хозяйства потомство от сильных морозов, а порой и от волков.
Кроме мебели в избе обязательно хранились приспособления для ремесел. Среди них — ткацкий станок, прялка, инструменты для изготовления обуви, деревянной посуды и других необходимых вещей.
У главы семейства был свой угол у входа. Здесь на стене хозяин развешивал хомута и вожжи и хранил инструменты. Рабочей зоной хозяйки считалось пространство возле печи, его называли «бабий угол», «бабий кут», «стряпанная». Здесь хранилась утварь для приготовления пищи: горшки и чугунки, сковороды и кувшины, корчаги для теста и ухваты. Посуда в основном была глиняной и деревянной, а вот стеклянная и фарфоровая встречалась в крестьянских избах весьма редко. Из бересты плели лукошки и туеса для сыпучих продуктов и ягод. Некоторые хозяйки имели резные пряничные доски — ими выдавливали узоры на тесте для праздничной выпечки.
Прясть юные крестьянки начинали с самого раннего возраста. Прялку расписывали узорами или сценками из сельской жизни и даже передавали из поколения в поколение. Вторым важным приспособлением был ткацкий станок: на нем ткали коврики или простую льняную ткань для домашней и рабочей одежды. В давние времена девушки к сватовству заготавливали себе приданое: холсты, рубахи, полотенца. А многие крестьянки умели ткать нарядные скатерти и салфетки.
В старину одежда, ткани, подушка и одеяло были основным девичьим приданым. А позже «за невестой» стали брать деньги и фабричную одежду: «Зато теперь обращают внимание на то, хорошо ли одета невеста, есть ли у нее шерстяные сарафаны, „шаль“, „ботинки“, поддевка из тонкого сукна и т. д. Рубах требуется столько же, сколько и прежде. Понев уже не носят, зато постель лучше прежней: две подушки, одна из перьев, другая „хлопчатая“ (из ваты), два одеяла: ватола и стеганое ситцевое одеяло. „Поклажи“ невесте дают все меньше и меньше. Иногда одну только шубу, а иногда только рублей семь денег — вот и все». Из дорогой фабричной материи — яркой шерсти или ситца — старались шить праздничные и воскресные наряды.
Декор избы во многом зависел от достатка и вкуса хозяев. Николай Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» приводит слова кузнеца Вакулы, который кует сундук для своей возлюбленной, Оксаны: «А как будет расписан! Хоть весь околодок выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар». Расписывали не только сундуки, но и печи, двери. Лавки, полочки и деревянную посуду украшали тонкой резьбой, полотенца — вышивкой, а на стенах развешивали лубки. Они появились в России в XVII веке и стали доступным декором для горницы: яркие листы со сценками из народной жизни дешево продавали на ярмарках и в лавках. Они могли быть поучительными или религиозными, воссоздавать исторические события или сказочные сюжеты. На пол — деревянный или земляной, обмазанный глиной, — стелили домашние полосатые половики. А на полочках расставляли нехитрые безделушки — деревянные и глиняные игрушки, резную посуду или шкатулки. В них хранили и иглы с наперстками, и недорогие украшения: бусы, простые серебряные серьги и кольца.
Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России