Сиротский приют и секретный родильный госпиталь. Как работали первые воспитательные дома России.
В допетровские времена заботу о сиротах и брошенных детях в России традиционно брала на себя церковь. Чаще всего призрение детей осуществлялось при монастырях: ребенка могли принести в монастырь тайно или открыто — церковнослужители принимали каждого. А в 1706 году Новгородский Митрополит Иов в Успенском монастыре «завёл пристанище для сирот и зазорно рождённых младенцев» - это было первое в стране учреждение для сирот и незаконнорождённых детей. Позже число приютов, открытых по его инициативе, возросло до десяти.
Пётр I сделал призрение детей в России предметом государственных забот. В 1712 и 1714 годах при нём были приняты указы об открытии госпиталей «для зазорных младенцев, которых жёны и девки рожают беззаконно, при церквах…», чтобы спасти брошенных детей от голодной смерти. В середине XVIII века на проблему сохранения жизни незаконнорожденных детей указал М. В. Ломоносов, написавший своему другу и покровителю, графу И. И. Шувалову, письмо «О размножении и сохранении народа российского», где учёный в числе других мер по снижению громадной детской смертности в России предлагал учредить богадельни и дома для внебрачных младенцев.
Идея не только сохранить жизнь, но и сделать из призреваемых детей граждан, полезных для государства, возникла в эпоху Просвещения, зародившуюся в Российской империи в «золотой век» императрицы Екатерины II. Именно при ней появились воспитательные дома (в Москве и Санкт-Петербурге), которые предназначались для проживания детей-сирот, подкидышей и прочих «неблагополучных» младенцев. Изначально предполагалось, что эти дома станут спасением для таких малышей: здесь их выкормят, обеспечат им содержание, а также обучат грамоте. Однако на практике всё оказалось не так радужно: воспитательные дома не справлялись с нарастающими финансовыми трудностями и стали местом массовых младенческих смертей...
История Московского императорского воспитательного дома началась с человека, который на собственном опыте познал трудности жизни незаконнорожденного ребенка. Князь Иван Юрьевич Трубецкой был советником Петра I и последним в русской истории боярином. За свой долгий век — князь прожил 82 года — он успел родить на свет всего одного сына, притом вне брака. Иван Иванович, родившийся в Стокгольме в 1704 году, получил фамилию Бецкой (в то время фамилии внебрачных детей аристократов иногда образовывались сокращением фамилии отца). Бецкой получил образование в Европе, а потом по приглашению отца приехал в Россию. Не будь мальчик сыном знатного вельможи, судьба его, вероятно, оказалась бы незавидной...
⠀
Во времена правления Екатерины II Иван Бецкой слыл одним из самых образованных и влиятельных государственных деятелей. И как только императрица пришла к власти, она приблизила Бецкого к себе, по достоинству оценив его блестящее образование, полученное за границей.
Он стал личным секретарем Екатерины, и не вмешиваясь в политику, предпочел заниматься вопросами воспитания и образования. Тем более, что он вполне разделял просвещенческий восторг и пафос императрицы.
Последователь идеалов Руссо, Бецкой был убежден, что корень всех людских бед — воспитание, а вернее, его недостаток. Воспитанием же можно было, по мысли Бецкого, создать человека «новой породы», полезной для государства.
Тогда Иван Иванович и предложил императрице создать Московский императорский воспитательный дом. Целью его стало бы появление третьего сословия — мещанства. Воспитанники дома, по задумке Бецкого, должны были заниматься торговлей, промышленностью и ремеслом.
Первых младенцев принесли к Воспитательному дому 21 апреля 1764 года — в день закладки фундамента и прямо ко дню рождения императрицы Екатерины II. Строительство западного корпуса закончилось только в 1767 году, поэтому 19 детей пришлось срочно пристраивать в приемные семьи; двое из них, нареченные в честь покровителей учреждения Екатериной и Павлом, вскоре умерли.
⠀
Сдать ребенка в Московский воспитательный императорский дом мог кто угодно. Принимали всех, от любых родителей. И желающих было очень много - ведь ребенку, принятому в Воспитательный дом, обещалась свободная жизнь: сделать из выпускников крепостных никто не мог. Впоследствии воспитанники стали получать паспорта, которые позволяли им вступать в купеческое сословие и открывать предприятия.
Детей несли буквально со всей страны, за доставку ребенка в Воспитательном доме платили два рубля. Это был не просто приют, но настоящая теплица для детей, призренных самой императрицей Екатериной II и имперскими меценатами.
По достижении определенного возраста воспитанники поступали в открывающиеся при Воспитательном доме учебные заведения. Они обучались грамоте, алгебре, механике, физике, истории и иностранным языкам, а повзрослев, осваивали ремесла. Девочки тоже получали образование, которое, правда, сосредотачивалось на тонкостях ведения хозяйства...
⠀
В 1795 году Иван Иванович Бецкой скончался, оставив после себя недвижимое наследство, которое новый император Павел I решил передать своей жене, императрице Марии Федоровне. Однако наследство, доставшееся императрице, лишь на бумагах выглядело достойным высокой похвалы. На деле же Ивану Бецкому постоянно приходилось решать проблемы: финансирования не хватало, воспитательные меры были слабыми, дети умирали...
К моменту передачи учреждений в ведение Марии Федоровны они были в плачевном финансовом состоянии. Кроме того, что Воспитательные дома содержали два банка — Вдовью и Сохранную казну, у них были большие финансовые обороты, администрация подписывала всё новые контракты и в какой-то момент прочно увязла в коррупции...
К началу 1790-х годов до Екатерины II стали доходить сведения о масштабных беспорядках в финансах и управлении Воспитательным домом, а также в содержании детей. В феврале 1792 года она сама писала попечителю Голицыну: «Между тем дошло до сведения нашего, что по Воспитательному дому и дети, и суммы не в том порядке и призрении, в каком они по учреждении оного быть должны».
Выясняется также, что служители заставляют детей работать на себя и попрошайничать на улицах. Вот еще один фрагмент: «Работаем на всех начальников всякие поделки, как крестьяне их малые дети. Кто бы из сторонних мимо ни шел, у каждого просят: дядюшка и тетушка, пожалуй денежку, мы есть хочем». Из жалобы мы также узнаём, что к детям применялись несанкционированные телесные наказания, приводившие даже к попыткам самоубийств. Так, главная надзирательница бьет нагих девиц при дворниках и, по словам жалобщиков, «некоторые от ее тиранства с ума сходили и в заходные трубы бросались с третьего этажа». Она же попрекает детей их происхождением: «Всегда с ругательством нам упрекает, что мы непотребного рода, и вы не годитесь ни к какому способу, и графу История России