«Мадонна с Младенцем», Боккачио Боккачино
1518-1520гг.. Холст (переведена с дерева), масло. Размер: 69,5-53 см. Галерея Дориа-Памфили Рим #Story_renaissance
Первоначально при поступлении в Эрмитаж (приобретена между 1849 и 1859гг.) была внесена в инвентарь как картина Джованни да Удине — художника мастерской Рафаэля, однако слишком очевидная близость работы венецианской школе заставила искать ее автора ближе к берегам лагуны. В эрмитажных каталогах 1863–1909 картина значится произведением Джованни Беллини, хотя Ваген (1864) был более осторожен и отнес ее к работам школы Беллини; Сомов (Кат. 1889) предложил имя Андреа Превитали. Впервые имя Боккаччо Боккаччино как вероятного автора эрмитажной композиции назвал Харк (1896), который заметил в картине признаки кремонской школы.
Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» справедливо считается одной из лучших интерпретаций этой темы в творчестве Боккаччо Боккаччино. В ней, вероятно, более, чем в любой другой из многочисленных «Мадонн» мастера, проявилось влияние венецианцев, которое в течение творческой жизни художника отмечалось на разных этапах.
В «Мадонне с Младенцем» очевидно максимальное сближение Боккаччино с венецианской живописной культурой. Об этом свидетельствуют цветовая гамма и развитый пейзажный фон, определяющий лирический настрой всей композиции, — подобные ландшафты с отдельными группами деревьев, вдоль которых бежит тропинка, уводящая вдаль, туда, где виднеется башня на берегу озера и на холме возвышается церковь, вызывают в памяти работы Джорджоне и Чимы да Конельяно.
Внешне Мария отличается от излюбленного физиономического типа Боккаччино — статично-застывшего, с меланхоличным неподвижным взглядом широко раскрытых глаз: взгляд Мадонны задумчив и отстранен, она не смотрит ни на сына, ни на зрителя, легкие тени от белого покрывала и чуть приподнятые уголки губ придают лицу грустно-мечтательное выражение. Мадонна сидит на каменном парапете, от открывающегося за ее спиной вида она отделена тканым балдахином с цветочным орнаментом — «последняя архаичная деталь» (Puerari 1957. P. 173) в этой композиции, позволяющая вместе с тем четко расставить цветовые акценты и объединить тона фона и переднего плана. Синий плащ, ниспадающий с плеч и крупными складками ложащийся на колени, придает фигуре Марии монументальность. Пуэрари назвал эрмитажную картину «самой торжественной» среди аналогичных композиций Боккаччино.
.