"Молчание", Люсьен Леви Дюрмэ
1895 г. Пастель, бумага. Размер: 62x34см. Музей Д'Орсе, #Story_symbolism
Как и Густав-Адольф Мосса, другой французский художник Lucien Lévy-Dhurmer (1865 - 1953) успел многое написать как символист, впоследствии обратившись к модернизму. Пастель «Молчание», без сомнения, является одной из самых интересных и захватывающих его работ.
Картина напоминает икону с ее неподвижным и отстраненным лицом, хранящим неопределенную тайну. Длинные ниспадающие складки, усиленные вертикальным форматом, вызывают ощущение как физической, так и моральной тяжести. Эта фигура молчания также является аллегорией судьбы. Лишенная какого-либо конкретного контекста, не выражающая личности, периода или точного места, произведение становится символическим и универсальным.
Выбор пастели, любимого материала Леви-Дюрмэ, придает интенсивность используемым цветам, а штриховка делает все изображение мерцающим. Ибо, хотя Леви-Дюрмэ следовал традиционной иконографии молчания (это жест египетского бога Гора, а также греческого бога Гарпократа), он, возможно, черпал свое вдохновение непосредственно из скульптурной медали Огюста Прео для гробницы Якоба Роблеса на кладбище Пер-Лашез. Учитывая его литературные связи, вполне вероятно, что Леви-Дюрмэ черпал вдохновение и в произведениях своего времени.
Выставленное в Париже в 1896 году, а затем снова в конце 1899 и начале 1900 года, «Молчание» очаровало современников и оказало большое влияние на поколение символистов от Фернана Кнопфа до Одилона Редона.