Исполин на болоте. Какие тайны и легенды хранит Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор – один из главных символов Санкт-Петербурга, входящий в четверку самых больших купольных сооружений мира, является и одной из многочисленных загадок этого удивительного города. Построенный сравнительно недавно – в середине XIX века, он, тем не менее, вызывает множество вопросов не только у исследователей, но и у туристов, и жителей города. А в последнее время всё чаще звучит удивленное: «Кто и когда построил Исаакиевский собор?» Причем версий существует множество, в том числе, самых фантастических. Что же такого необычного и таинственного в этом храме?

Тот собор, который мы можем видеть сегодня, начали строить при Александре I, а освящён он был в 1858 году - при Александре II в присутствии всех членов царской фамилии. Современное здание собора является уже четвёртым по счёту петербургским храмом, построенным в честь Исаакия Далматского - византийского монаха, который жил в IV веке и обладал даром пророчества, но упоминания о нём в церковной литературе довольно скудные. Возникает вопрос: почему же кафедральный собор столицы был назван в честь не слишком известного и не популярного среди русских православных Святого? Ответ на этот вопрос есть, но он рождает ещё одну загадку, правда, непосредственно с храмом не связанную.

По официальной версии, храмов с этим именем на площади, которая позднее будет названа Исаакиевской, существовало четыре. А вот были ли они все построены «с нуля», или последние являлись только результатом реставрации, непонятно.

Первая, ещё деревянная церковь, была построена по приказу Петра I и названа в честь его святого покровителя. Дело в том, что первый русский император родился 30 мая, когда в святках отмечается день Исаакия Далматского. Правда, сына царя Алексея Михайловича назвали почему-то не в соответствии со святками, а Петром. Конечно, царские дети особенные, но и имя «Петр» до этого не было распространенным среди отпрысков царской фамилии.

Деревянная церковь была заложена в 1707 году, в 1710 году - состоялась первая служба, а в феврале 1712 года здесь венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Однако уже в 1717 году здание храма (кстати, даже просмоленное по примеру кораблей), признали обветшавшим и начали строить новое, уже каменное.

За время возведения этой церкви умерли два архитектора, и достроить её удалось только третьему – Якову Неупокоеву. Находился храм, если верить немногочисленным свидетельствам современников, там, где сейчас стоит Медный всадник. Из-за близости береговой линии вода размывала фундамент, и церковь снова пришла в негодность.

Екатерина II, вступившая на престол в 1762 году, приняла решение о необходимости «восстановления» храма. Но работы затянулись, один архитектор сменял другого, в итоге достроили третий Исаакиевский собор только при Павле I. В это время памятник Петру был уже установлен, и получается, что третий Исаакиевский собор строили уже совсем в другом месте.
А получился он нескладным - с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного цоколя и кирпичных стен. Это сооружение вызывало только насмешки и горькую иронию современников. Поэтому уже в 1809 году Александром I был объявлен конкурс на перестройку собора. В конкурсе приняли участие знаменитые архитекторы, но все проекты были отвергнуты императором, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. И только в 1816 году Александр I наконец нашёл архитектора, готового заняться перестройкой Исаакия. Это был молодой архитектор Огюст Монферран, незадолго до этого приехавший из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей и представил Александру I. Императору рисунки настолько понравились, что вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором».

Строительство, а вернее, перестройка Исаакиевского собора, растянулась на 40 лет! Это была монументальная работа, а технологии, использовавшиеся при строительстве, до сих пор вызывают массу вопросов.

Разместить настолько тяжёлую постройку (весом 300 тысяч тонн) на зыбкой, болотистой местности Петербурга, казалось невыполнимой задачей. Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента более 10 000 свай. Петербуржцы даже стали шутить на этот счет: «Забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую, третью, четвертую и так далее. Вдруг приходит письмо из Нью-Йорка: “Вы испортили нам мостовую!”»

Колоссальное здание высотой более 100 метров покоится на мощном фундаменте, а сам собор окружают 48 колонн, выточенных из цельных гранитных монолитов, по 114 тонн каждая. На верхнем ярусе еще 24 колоны весом «поменьше» — 64 тонны.

И дело не только в том, что процесс подъема и установки даже одной такой колонны – дело чрезвычайно сложное даже в современных условиях. Поражает качество отделки и полировки. Оно настолько идеальное, что возникает вопрос: на каком токарном станке это делали? Ни в документах, ни в записках современников, в том числе самого архитектора, ничего не говорится об изготовлении внешних колонн. В отличие, например, от малахитовых колонн внутреннего убранства.
Кстати, интересно, что Монферран почему-то устанавливал колонны раньше, чем приступил к работе над основным зданием.

Внешний вид и внутренняя отделка главного собора Санкт-Петербурга совсем не соответствует традициям православных храмов. Во внешнем убранстве всё напоминает об архитектуре и скульптуре античности, причем сходство с античными храмами настолько велико, что многие считают это подтверждением альтернативной теории о тысячелетней истории собора и его принадлежности к какой-то древней цивилизации. Но это всего лишь мифы - документы XIX века говорят об обратном.
Версия о древней цивилизации, следы которой якобы сохранились в великолепных сооружениях Санкт-Петербурга, несомненно, привлекает своей необычностью. Но, может быть, разгадка тайн строительства Исаакиевского собора кроется не в забытых технологиях, а в труде и таланте тысяч простых людей, имена которых не сохранились в истории.

Если говорить о внутреннем убранстве, то собор удивительно красив и уникален, он напоминает одновременно и малахитовую шкатулку, и позолоченный дворец. Пожалуй, первое, что привлекает внимание, это обилие масонских знаков, той же «лучезарной дельты», и католических, а то и вовсе мальтийских крестов. Однако, это как раз и не удивительно, если вспомнить, что масоны в XIX веке всё ещё были в моде, им благоволили и Александр I, и Николай I.

Колонны главного алтаря Исаакиевского собора называют апогеем малахитовой эпохи. Их высота – 9,5 метров, диаметр – метр, а в общей сложности 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление. Считается, что на колонны Исаакиевского собора были истрачены все запасы малахита и из-за этого обвалился рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Однако существует уральская легенда, которая объясняет это так: хозяйка Медной горы оскорбилась тем, что её камень пошёл на строительство православного собора, и спрятала все запасы малахита в недосягаемые недра.

Исаакиевский собор строился невероятно долго. Горожане стали даже поговаривать о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрёт, как только закончит строительство собора. Так это или нет – судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу же после того, как храм был освящён. Причиной резкого ухудшения здоровья многие называют пренебрежительное отношение со стороны нового государя – Александра II, который разглядел в группе Святых, приветствующих Исаакия Далматского смиренным наклоном головы, изображение самого Монферрана. Вот только смотрел он горделиво и насмешливо.

Ожидавший заслуженной похвалы архитектор даже не удостоился руки императора. Тогда, вернувшись домой, Монферран впал в уныние, почувствовал себя дурно, заболел и через 27 дней скончался.
К слову, Монферран просил похоронить его в Исаакиевском соборе, но ему отказали. Гроб с архитектором пронесли вокруг храма, а затем его вдова увезла тело в Париж.

Строительство Исаакиевского собора было завершено в 1858 году, однако даже после официального открытия храм постоянно нуждался в ремонте и в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса долгое время стояли неразобранными. Петербуржцы к ним так привыкли, что родилась ещё одна легенда - об их связи с царской фамилией. Люди верили, что пока будут стоять строительные леса - будет и править династия Романовых. В этом есть практический смысл, ведь постоянный ремонт требовал огромных затрат, а средства выделяла именно царская казна. Как бы то ни было, но собор освободили от строительных лесов в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II подписал отречение от престола.

Ещё одна легенда о связи Романовых с собором говорит о том, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи. Всего скульптур 24, и вы удивитесь, но все они разные. Однако никто из императоров и императриц отчётливо в них не угадывается.

Исаакиевскому собору много раз пророчили обрушение, но несмотря на это он по-прежнему держится на своём месте. Одна из городских легенд рассказывает про известного в те времена шутника Александра Жемчужникова, который однажды ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение. Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Первые колокола для собора в царские времена были отлиты из сибирских пятаков, вышедших из оборота. Всего колоколов было 11, самый большой достигает веса 30 тонн. Они провисели в соборе до 1930-х годов, а потом их сняли и переплавили на нужды индустриали

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней