«Последняя весна», Яков Прокопьевич Турлыгин
1884 г. Холст, масло. Размер: 132x85 см. Вольский краеведческий музей #Story_ruspainting
Одной из самых распространенных болезней XIX века была чахотка, или легочный туберкулез. Ею болели и простые рабочие на фабриках, и представители знатного сословия, и молодые студенты и студентки. На заболеваемость серьезно влиял влажный климат, высокая скученность жителей в городах, плохое питание и неразвитая медицинская помощь. Основными признаками болезни были бледность, жар, продолжительный кашель, мокрота с кровью. В запущенных случаях легкие покрывались небольшими бугорками, и больной постепенно угасал.
«Последняя весна» - одна из самых драматических картин художника. На ней изображена молодая девушка в длинном белом платье, сидящая на подоконнике перед распахнутым настежь окном. Яркий дневной свет падает на ее лицо и тело, но при этом не освещает темную мрачную спальню.
Бледная, со впалыми щеками и тусклым взглядом девушка выглядит печальной и изможденной. У ее ног лежит смятый конверт с красной сургучной печатью. Справа в глубине комнаты видна незастеленная постель и прикроватный столик, уставленный пузырьками с лекарствами. Эти детали намекают зрителю о том, что девушка серьезно больна. Скорее всего, она понимает, что уже не поправится.
Лежащие на подоконнике конспекты говорят о том, что героиня картины — студентка. В XIX веке считали, что чахотке особенно подвержены люди, занятые учебой или умственным трудом. «Домашний лечебник» 1830-х годов утверждал следующее: «Беспрестанное прилежание в немногие месяцы часто разрушало наилучшее телосложение… Чахотка, столь часто у них [ученых] случающаяся, происходит от согбенного и беспрестанно сидячего положения тела».
Русский художник исторического и бытового жанра Яков Прокопьевич Турлыгин (1858-1909) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был членом Московского товарищества художников с 1893 года и экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок.