Чтобы женщины могли работать. Как создавались первые детские сады в России, и какими они были.

«Кучи соломы наполняли классы; заведующая с бесстрастным лицом ходила по классам, изредка покрикивая. В соломе копошилась детвора. Плач, неприятный запах, окна не открыты, жара и духота страшные. В углах на скамьях малолетние няни что есть силы трясли младенцев, которые заливались пронзительным криком... Вышла на двор. Голое место. Солнце печёт. На дворе кучи ребят играют в камешки. По забору разбрелась детвора... Кто-то дерётся, кто-то плачет... Нянька бросила своего ребёнка на крыльцо, соблазнённая игрой в камешки, и он закашлялся и залился пронзительным плачем» - так описывала педагог Е. Иорданская детский сад, который она посетила в 1906 году в одном из уездов Пермской губернии. К тому времени детские сады в России внедрялись вот уже как 40 лет, однако не было не только единого мнения о том, сколько и на каких условиях их следует открывать, но и о том, по какой системе в них работать.

В советской стране на протяжении многих лет детские сады и ясли считались благом, которое дали народу исключительно революция и советская власть. Но если какая-то революция и была причастна к появлению на свет дошкольных воспитательных учреждений, то вовсе не Русская, а Великая французская. Поскольку свободу, равенство и братство требовалось защищать, и революция призывала под свои знамена всё новых бойцов, многие тяготы по обеспечению жизни в городах и сёлах легли на женские плечи.

А вслед за тем возникла проблема — как совместить работу на общее благо с правильным воспитанием нового поколения свободных людей. Зарубежные походы революционной армии ещё сильнее обострили этот вопрос, и тогда, если верить историкам XIX века, Наполеон Бонапарт, ещё не император, но уже первый консул Франции, нашёл замечательное решение: по всей стране стали создаваться приюты, куда работающие женщины могли отдавать своих чад с раннего утра и до окончания рабочего дня. Казалось бы, выход был найден, однако уже с первых дней ситуация показала, что не всё так просто...

Одной из проблем, с которой столкнулись первые французские детские сады, было огромное количество принимаемых детей: не хватало не только средств и возможностей принять всех, но и кадров. Так, например, на каждую воспитательницу в приюте (так тогда называли детские сады) приходилось до 300 (!) детей, поэтому далеко не каждый из них мог рассчитывать не только на заботу, но и на простое внимание.

Правда, с тем, что первыми в деле дошкольного воспитания были французы, долго и упорно не соглашались англичане и педагоги-марксисты. Первые - из чувства национальной гордости, а вторые - из идейной солидарности называли основателем первого в истории детского сада социалиста-утописта Роберта Оуэна.

«Детские сады, - писала в 1936 году вдова Ленина и заместитель наркома просвещения Надежда Крупская, - возникли вместе с развитием крупной фабрично-заводской промышленности. Первый детский сад был устроен в 1816 году Оуэном. Он был владельцем большой бумагопрядильной фабрики в 2500 человек, и мечтал, что через детские сады можно будет воспитывать из детей новых людей — людей для социалистического общества. Это было в Англии, когда там ещё креп и развивался капитализм. Начинание Роберта Оуэна встретило в первое время мало сочувствия и подражания. Однако потребность в детских садах сильно возрастала по мере вовлечения женщин в работу на фабриках. Женский труд оплачивался гораздо ниже мужского, поэтому фабриканты были заинтересованы в том, чтобы облегчить женщинам поступление на фабрику. И в Англии начали открываться детские сады в больших промышленных центрах».

Французы или же англичане были первыми в деле организации детских садов, не столь важно, так как в итоге широкое распространение во всём мире получили учреждения не английского или французского типа, а заведения, созданные по образцу и подобию детского сада немецкого педагога из Тюрингии, Фридриха Фребеля.

«Первый детский сад в Германии, - писала та же Крупская, - был организован в 1837 году Фребелем. Фребель старался привить детям с ранних лет религиозные настроения, воспитать привычку к беспрекословному послушанию, организовал ряд занятий и игр».

Собственно, сам термин «детский сад» ввёл в оборот именно Фребель, считавший, что природные способности детей нужно развивать во время непосредственного общения с природой и окружающим миром - Фребель стремился донести до людей идею, что развитие детей нельзя пускать на самотёк – за детьми нужно заботиться и ухаживать как за растениями. С его же лёгкой руки наименование воспитательниц его учреждения - «детские садовницы» - было дословно переведено с немецкого и вошло во многие языки, включая русский. Фребелем было дано и первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое «занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться ещё рано».

Фребелевские детские сады стали появляться во многих странах мира. Во Франции идея (но не методика) Фребеля пришлась по душе супруге императора Наполеона III императрице Евгении, которая сочла, что детские учреждения нового типа куда лучше соответствуют потребностям женщин и детей, чем устаревшие приюты. И с 1857 года она лично патронировала создание системы учреждений, получивших во Франции название «материнские школы».

В том же году книги Фребеля стали распространяться и в России. Но даже сама идея детских садов приживалась среди подданных Российской империи с немалым трудом, поскольку воспитание маленьких детей вне дома считалось «роковой необходимостью для малообеспеченных кругов». Даже после отмены крепостного права не вполне состоятельные служилые люди предпочитали нанимать нянями деревенских девчонок-подростков, но не отступать от общепринятых норм воспитания. В результате, к ужасу педагогов, среди детей 8-9-летнего возраста, претендовавших на поступление в учебные заведения, оказывалось много абсолютно неспособных к обучению и интеллектуально отсталых. И больше всего учителей беспокоили дети из солидных, казалось бы, семей, которые росли на улице, водились с дурной кампанией и с малолетства демонстрировали преступные наклонности.

Панацеей от всех этих бед педагогические светила считали именно детские сады, и первый из них открылся в Санкт-Петербурге в 1862 году. Вслед за ним открылось ещё несколько подобных заведений в крупных городах, но это была скорее дань моде, следовать которой общество отказывалось. Причём не только из-за вековой приверженности дедовским порядкам. Отдавать ребенка в непонятное воспитательное учреждение, да ещё и за деньги - особо никто не хотел.

Достаточно распространённым в то время было и мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский учёный Николай Пирогов в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести своё детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Категорически раскритиковали фребелевские сады и врачи — по их мнению, детские сады служили рассадниками болезней, которые дети мгновенно передавали друг другу в процессе общения и игр. Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.
Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада приглянулась одной деятельной женщине, Аделаиде Симонович, которая в 1863 году вместе с мужем открыла платный детский сад, правда, платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. В связи с этим уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашёл своё воплощение в книге «Детский сад».

В последующие годы частными лицами было открыто ещё несколько платных детских садов в крупных городах Империи, но огромного потока детей в них так и не было.

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешёвых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь было открыто несколько дневных детских комнат, где все желающие матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек на полном обеспечении.

В 1868 году в Петербурге открылся так называемый «народный» детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоёв. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой и т.д. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

«Детские сады давно уже стали устраиваться за границей в чужих странах, и у нас в России в больших городах, на фабриках, где много живёт рабочих людей, где матерям приходится уходить из дома на работу, - писал А.И.Шингарёв в 1906 году. - По примеру городских и фабричных садов, стали устраиваться сады и ясли и в деревнях, но только на рабочую пору, когда матери уходят в поле. Все знают, как плохо приходится в крестьянском быту маленьким детям в рабочую пору. Ни ухода за ними в это время, ни надзора; хорошо ещё, если будут кое - как накормлены. Не до них матерям, когда поспеет хлеб в поле. Много так погибает детей в деревне, много сотен, тысяч и даже сотен тысяч детей умирает в рабочее время на Руси. Вот почему, особенно земские доктора, стали заботиться об устройстве в деревнях яслей и для грудных детей... За детьми здесь смотрят, их кормят, моют, устраивают им игры, забавляют. Целый день, с раннего утра, дети находятся все в

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней