Истинные цвета Российской империи. Истории нескольких снимков Сергея Прокудина-Горского.

Когда в начале мая 1909 года император Николай II вместе со всей своей семьёй присутствовал на демонстрации цветных снимков, сделанных Прокудиным-Горским, он не мог сдержать своего восхищения. Это было настолько необычно и эффектно, что государь, сам большой любитель фотографии, дал добро на оказание финансовой помощи для дальнейшей работы фотографа. Вот что вспоминал сам Прокудин-Горский: «Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, поблагодарили за доставленное удовольствие и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Очень интересно видеть истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины. Поговорите с Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно, и пусть он мне сделает об этом деле доклад».

После этого император Николай II выделил Прокудину-Горскому специально оборудованный железнодорожный вагон, на котором он отправился в большое путешествие по Российской Империи для её фотодокументации. А для работы на воде он получил в пользование пароход с командой и моторную лодку. Специальные документы царской канцелярии позволяли фотографу получать доступ во все места страны, в том числе и в запретные зоны.

Сергей Михайлович знал, что его фотографии произведут на императорскую семью неизгладимые впечатления - все, кто видел его снимки, непременно задавались вопросом: как, как он это сделал? Да и сегодня, когда смотришь на эти яркие цветные кадры с невероятной точностью деталей, сложно поверить, что сделаны они в начале ХХ века - качество изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие современные снимки. И всё потому, что у истоков российской цветной фотографии стоял наиталантливейший человек - изобретатель, педагог, учёный, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи — в Императорской Академии художеств. В период с 1903 по 1916 годы он совершил десятки поездок по России, чтобы создать её фотоархив.

Результатом проделанной работы стала «Коллекция достопримечательностей Российской империи» — уникальное и крупнейшее собрание цветных фотоснимков. Всего до революции в коллекции Прокудина-Горского числилось около 3500 фотоснимков. В послереволюционное время большая часть коллекции была вывезена за границу и сегодня хранится в Библиотеке Конгресса США.

Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До этого людям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда — естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.

Сергея Михайловича часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространённых мифов о выдающемся учёном. Первый цветной фотоснимок в истории был сделан в 1861 году — за два года до рождения Прокудина-Горского. Его же заслуга состоит в том, что он перенёс эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съёмки.

Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина «родиноведение». Фотограф предполагал использовать своё собрание фотографий для просвещения — установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Но эти уроки так и не были введены в школах царской России — революция 1917 года помешала замыслу. А сам учёный эмигрировал в 1918 году и последние годы своей жизни провёл во Франции.

Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.
Среди них был и единственный цветной портрет Льва Толстого - именно он сегодня относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского.

Снимок был сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский — к тому времени авторитетный учёный, широко известный и в России, и за рубежом, — написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Когда разрешение на приезд было получено, Прокудин-Горский тотчас отправился в Ясную Поляну, где провёл три дня и сделал несколько цветных фотографий. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена.

После проведённой фотосъёмки Прокудин-Горский записал в дневнике:
«Лицо очень добродушное — лицо хорошего русского крестьянина средней полосы. Словом, внешность не представляла чего-либо поражающего, пока вы близко не видели глаз Толстого. Вот тут сразу чувствовалось нечто необычное, становилось ясно, что перед вами не обыкновенный человек. Глаза Толстого сине-голубые, глубоко сидящие, вдумчивые, тотчас же изучающие вас и, как глаза великого психолога, сейчас же вносящие вас к той или иной категории людей.
Чувствовалось, что соответственно этому определению и всё дальнейшее общение с вами будет таким, как всё ваше существо того заслуживает».

Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский в первую очередь хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.

Снимок «Обед на покосе» был сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца (эта местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем). Этот интересный снимок показывает нам, что Прокудин-Горский подходил к процессу фотографирования как художник, передающий живописный образ крестьян. По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже.

«Десять лет, помимо чистой научной области по фотохимии, я трудился над постановкой цветного дела в России. До сих пор всё делалось исключительно за границей, а теперь и мы пошли вперёд. Было трудно особенно потому, что я единственный русский, работающий в этой области, и все меры принимались, чтобы задушить меня, но не вышло» - писал в письме Льву Толстому Прокудин-Горский. Не только не вышло, но совсем напротив: имя Прокудина-Горского становилось всё более известным.

После того, как в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий Прокудина-Горского, и состоялась его личная встреча с императором, у фотографа появилось средство передвижения - целая лаборатория на колёсах, позволяющая немедленно обрабатывать материалы. «Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников, — вспоминал Сергей Михайлович. — Вагон этот предоставлен был в полное моё распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своём вагоне, совершали поездки для съёмки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д.». В этом вагоне Прокудин-Горский исколесил пол-России...

Ещё одним из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян является портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды. Снимок сделан в деревне Топорня на берегу реки Шексна. Фрагмент именно этой фотографии был выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.

Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далёкие окраины Империи. Снимок «Семья поселенца. Пос. Графовка» относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).

Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, — молокане, старообрядцы, духоборы, субботники... В Бакинскую губернию за вероотступничество их переселяли целыми общинами. Одним из мест такого переселения стала Мугань, а на снимке Прокудина-Горского запечатлены как раз русские переселенцы-молокане. Получается, фотограф зафиксировал исторический процесс этой колонизации.

Сложность исследования творчества Прокудина-Горского заключается в том, что профессор не описывал подробно локации и обстоятельства своих съёмок. Некоторыми историями он делился в журнале «Фотограф-любитель», главным редактором которого он стал в 1906 году. Самое подробное описание — это съёмка Льва Толстого в Ясной Поляне. А вот обстоятельства и истории создания других его фотографий собираются по крупицам.

Одна из самых загадочных частей коллекции Прокудина-Горского — фотографии представительниц дворянского сословия. Исследователи его творчества, несмотря на годы поисков, до сих пор не смогли точно определить их имена. Один из таких фотопортретов сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). Сюда Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель» Адриану Лаврову.

Есть разные предположения, кто же изображён на этом снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов. По одной из версий, на снимке может быть старшая дочь Прокудина-Горского, Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Неизвестными остаются и запечатленные участники строительства Мурманской железной дороги. Несмотря на многолетние усилия, исследователи установили личность только одного человека на снимке — это главный врач Сергей Серебренн

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней