«Вершина любви», Джон Эверетт Милле
1875г. Холст, масло. Размер: 127.6 х 86.7 см. Коллекция Переса Симона, Мексика #Story_victorian
Картина иллюстрирует стихотворение (балладу) Джорджа Мередита "Вершина любви", опубликованное в британском журнале "Once a Week / Раз в неделю". В свою очередь, баллада Мередита — это стихотворный пересказ рассказа Мари де Франс "Предание о двух влюбленных" (Marie de France "The Lay of the Two Lovers").
Сюжет обоих литературных произведений состоит в том, что король Нормандии (вдовец, гордец и самодур) настаивает на непременном условии для вступления его дочери в брак. Он требует, чтобы претендент на ее сердце и руку поднял девушку на вершину одной очень высокой горы. При этом он не может ни разу спустить ее с рук или остановиться для передышки. Многие рыцари королевства пробуют, но никому не удается это сделать.
В то же время один прекрасный отважный юноша давно влюблен в принцессу, и она отвечает ему взаимностью. В то же время он не отличается физической мощью, поэтому пройти заявленное испытание, не прибегнув к уловкам, у пары нет ни малейших шансов. Но бежать вместе из королевства они не решаются, боясь огорчить отца девушки. Поэтому юноша отправляется за чудодейственным напитком, дарующим богатырскую силу (аналогом допинга в современном спорте), а девушка изводит себя голодом, чтобы облегчить ношу любимому в назначенный день.
Время подходит, и король собирает в долине весь свой двор, чтобы насладиться зрелищем: хладнокровные рыцари делают ставки, сердобольные дамы возносят к небесам молитвы.
Несмотря на то, что у юноши есть возможность прибегнуть к хитрости, выпив раздобытый им эликсир, он отказывается это сделать, желая доказать возлюбленной силу своего чувства.
В результате он восходит на вершину горы с ней на руках, но там тотчас падает замертво — его сердце не выдержало нагрузки и разорвалось. Девушка оплакав смерть любимого, умирает от горя. Вскоре тела обоих находят и хоронят вместе — как мучеников любви, на этой же вершине.
Джон Эверетт Милле (1829 - 1896) — британский художник, один из основателей революционного «Братства прерафаэлитов». Его картина «Вершина любви», впервые показанная публике в 1875 году на выставке в Королевской академии, подверглась жесткой критике. В частности, автора обвиняли в том, что женская фигура больше похожа на манекен.