Творить добро. Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире.

Он делал добро изо дня в день всю свою долгую жизнь и не прекратил практику оперирующего хирурга даже, когда ему исполнилось 100 лет. Сегодня, в День медицинского работника, 16 июня, хотим рассказать вам историю легендарного хирурга Фёдора Григорьевича Углова, имя которого занимает почётное место в Книге рекордов Гиннесса.

Этот выдающийся врач встретил своё 100-летие за операционным столом. Причём делал это он не ради славы или фиксации рекорда, а потому что никто другой за сложную операцию браться не решался. Известный американский кардиохирург Дебейки, называвший себя учеником Углова, как-то сказал, что Фёдор Григорьевич продвинул медицину в СССР на уровень космических достижений Страны Советов. Прожив почти 104 года, Углов оставил потомкам ценные советы русского долгожителя.

Даже сейчас, когда космические корабли бороздят мировое пространство, а самолётом можно добраться в любой, самый отдалённый уголок нашей страны, Киренск, один из старейших городов Восточной Сибири, в котором вырос Фёдор Углов, выглядит оторванным от цивилизации – 650 км северо-восточнее Иркутска. В конце же XIX века в это глухое место власти ссылали политически неблагонадёжных, полагая, что одно только пребывание здесь будет уже наказанием.
И людские судьбы складывались здесь по-разному. Кого-то Сибирь поглощала, а кому-то, напротив, давала силы и возможность начать жизнь заново. К таким можно отнести и отца прославленного доктора. Осуждённый в 17 лет по политическому делу на вечное поселение в Восточной Сибири, он не отчаялся, а сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества, чтобы впоследствии привить своим детям любовь к Родине, сочувствие к страданиям других и стремление к упорному труду.

Но самые главные нравственные уроки Фёдор получил всё-таки от матери, о которой вспоминал так: «Как-то раз она сказала мне: «Старайся делать как можно больше добра и не жди от людей немедленной благодарности». Все эти годы я стремился следовать материнскому принципу. Не гнался за славой и успехом, старался выполнять свою работу честно и добросовестно помогал пациентам».

Несмотря на скромное, мягко говоря, существование простые сибиряки Григорий Гаврилович и Анастасия Николаевна воспитали шестерых детей. Пятеро из них получили высшее образование, что тогда было огромной редкостью - большинство жителей отдаленного уголка страны заканчивали от силы три класса школы. Но старшие Угловы чётко осознавали значение образования для будущего своих детей. Отцу приходилось вне основного рабочего времени на речном судоходстве подрабатывать слесарем в другом городе, чтобы жена могла всецело посвящать себя детям дома. Она и приучила их с малых лет к здоровому образу жизни, основной акцент которого делался на закаливание и питание. Зимой малыши бегали босиком по снегу и обливались холодной водой. Впоследствии Фёдор Григорьевич даже по достижении 100-летнего возраста не прерывал купания в реке до самой зимы, проповедуя закаливание, как основу крепкого иммунитета. Что касается питания, то и эту привычку заложила в нём мать, приучив вставать из-за стола без перенасыщения.

О выборе своей будущей профессии Фёдор Григорьевич писал так: «Мои приятели по улице и школе хотели быть то моряками, то путешественниками, то машинистами… А я не помню, когда бы не хотел стать хирургом, твёрдо знал и стремился к одному – буду врачом, и именно хирургом». Примером для него послужил киренский хирург Светлов, человек с искусными руками, светлой душой, сострадательный к чужой беде, который служил в единственной имевшейся на 500 вёрст больнице и, казалось, мог вылечить любого.

В 1923 году, окончив учительскую семинарию и получив благословение отца, Фёдор Углов, совсем как Ломоносов, отправился в путь за знаниями, чтобы осуществить свою мечту. В Иркутске, путешествие до которого растянулось на 22 дня, он поступил на медицинский факультет Восточно-Сибирского университета.

Рассчитывать приходилось только на себя, но у новоявленного студента была цель, к которой он и шёл, несмотря ни на что. А препятствия были такие, что более слабого человека, пожалуй, сломили бы: постоянная нужда, болезни (Углов буквально одним за другим переболел брюшным и сыпным тифом), трудности в освоении профессии. Ведь у человека, про которого говорили впоследствии, что он родился со скальпелем в руках, в самом начале профессионального пути много чего не получалось, но он со свойст­венным ему упорством не отступал, стремясь достичь совершенства во всём.

После получения диплома Углов работал участковым врачом в Нижневолжском крае, затем – в Абхазии и Ленинграде. А окончив интернатуру, был в своём родном Киренске главным врачом и заведующим хирургическим отделением межрайонной больницы.
В 1937 году Фёдор Григорьевич поступил в аспирантуру Ленинградского государственного медицинского института усовершенствования врачей, чтобы навсегда остаться в городе, с которым не расставался даже в страшные 900 дней блокады, работая в одном из госпиталей начальником хирургического отделения.

Доктор Углов обладал уникальной хирургической техникой, высокую оценку которой давали и советские, и зарубежные специалисты. Американский кардиохирург Майкл Эллис Дебейки даже назвал Углова национальным достоянием страны, который «двинул хирургию так же высоко, как вы двинули покорение космоса».
И это не высокие слова. Доктор Углов был первым в проведении самых сложных операций на сердце, пищеводе, лёгких и других органах, не боясь брать на себя ответственность даже в, казалось бы, безнадёжных случаях. Более того он разработал и ввёл в практику множество эффективных хирургических методик, является автором изобретения «Искусственный клапан сердца и способ его изготовления». А в 1994 году Углов был внесён в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире практикующий хирург. Им были выполнены более 10 тысяч операций, последнюю из которых он провёл в 100‑летнем возрасте.

Трудно переоценить роль Фёдора Углова в воспитании не одного поколения врачей, которым, кроме профессионального опыта, он стремился передать и свои взгляды на то, каким должен быть настоящий врач и его отношения с больным: «В хирургии нет пустяков. От искусства врача зависит, сможет ли пациент жить нормальной жизнью или останется инвалидом. Поэтому хирург всегда обязан делать всё с такой нежной заботой, как будто перед ним находится близкий и любимый человек».

Со страниц своей книги «Сердце хирурга» он обращается к молодым людям, собирающимся стать врачами такими словами: «Если у вас жестокое сердце, если не чувствуете сострадания к больным – не идите в хирургию! Ибо здесь должны работать люди с повышенной отзывчивостью на человеческое горе!» И далее: «Хотя и жизнь, и труд хирурга тяжелы, усыпаны шипами, всё же, по-моему, никакая другая профессия не может приносить столько душевного удовлетворения, как профессия хирурга! Что может сравниться со счастьем, которое испытываешь, победив в поединке смерть? Но я глубоко убеждён, что подлинным хирургом может стать только человек с благородным и добрым сердцем».

Фёдор Григорьевич Углов спас тысячи жизней – и не только на операционном столе. Сам, следуя путём здоровья и долголетия, он вёл непримиримую борьбу с алкоголем, никотином, наркотиками. Фёдор Григорьевич не только не употреблял спиртные напитки, но даже избегал лекарственных препаратов, содержащих спирт. Никакие уговоры пропустить символически рюмочку-другую даже самого качественного напитка не действовали на Углова. На это всё он неизменно отвечал, что потребности в алкоголе не испытывает, а всё, что он искренне любит, в дополнительном подогреве не нуждается. Да и долг хирурга был для Фёдора Григорьевича превыше всего, а значит он обязан был взять скальпель в руки в любое время суток.

Доктор Углов был бессменным председателем «Союза борьбы за народную трезвость». Свою позицию Углов неоднократно высказывал в публикациях и книгах, которые многим дали силы отказаться от этих пагубных привычек.

Лучшим способом отдохнуть для Фёдора Григорьевича была смена деятельности. Трудясь на своем посту свыше 70 лет, он постоянно находил новые увлечения и ставил новые цели, что называется, без отрыва от производства. К примеру, будучи правшой, он столь же мастерски научился владеть хирургическими приборами левой. При самых сложных операциях этот навык не раз выручал хирурга, а вместе с ним и спасал пациентов.

Наряду с физической силой, выносливостью и собранностью, профессор все отведенные ему 103 года сохранял ясность ума. По его мнению, миновать старческую деменцию ему помогала непрерывная научная практика: написание книг, знакомство с новейшими разработками в области мировой хирургии. Кроме того, Фёдор Григорьевич знал на память несчетное число стихов, регулярно декламируя длинные тексты вслух.

Доктор Углов никогда не скрывал секретов своего активного долголетия, изложив для всех желающих 12 жизненных принципов, которым следовал всю жизнь.
1. Люби Родину. И защищай её. Безродные долго не живут.
2. Люби работу. И физическую тоже.
3. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.
4. Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.
5. Люби свою семью. Умей отвечать за неё.
6. Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай!
7. Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест.
8. Не бойся вовремя пойти к врачу.
9. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки.
10. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы своего тела. Люби своё тело, щади его.
11. Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.
12. Делай добро. Зло, к сожалению, само получится.

Фёдор Григорьевич был женат 4 раза. С первой супругой – однокурсницей Верой Трофимовой, сочетался браком в 1926 году. Вместе пара прожила 30 лет, вырастили трёх дочерей. Несмотря на то, что жена была его верной помощницей, ездила с ним по самым отдаленным уголкам страны, ас

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней