Чернение зубов, непотребный внешний вид и дубовые гробы. Что ещё искоренял Пётр I.

Оглядываясь на российское законодательство XVII - XVIII веков, можно заметить, насколько отличаются нравы и обычаи тех времён от нынешних. Если мемуары и воспоминания современников той эпохи несут эмоциональный оттенок и не всегда отражают реальность, то сухие буквы закона описывают действительность самым верным образом. Взять хотя бы Петра Первого! Этот царь-реформатор был горазд на запреты и нововведения. Внешний вид граждан, брак, ковыряние в носу, чернение зубов и даже смерть — чего только не касались знаменитые петровские указы! Некоторые из них могут показаться рациональными, но большинство — странными, и смысл их не всегда бывает понятен современному человеку.

Так, например, вышло с запретом Петра на чернение женщинами зубов. Этот запрет будоражит фантазию и вызывает массу толкований, среди которых лидирует следующее. Дескать, русские женщины переняли обычай чернить свои зубы у татарок, которые, в свою очередь, вдохновлялись китайскими барышнями, а те — японскими. На самом же деле татарское влияние здесь ни при чём, всё дело — в некотором прогрессе в области химии, а также в стремлении русских женщин выглядеть модно и современно.

Но поначалу всё же в моде были белые зубы. В середине XVII столетия для отбеливания зубов начали применять меркуриальные примочки — пасты на основе соединений ртути. И это действительно помогало - зубы становились белоснежными за 2-3 использования такой пасты. Правда, через полгода - год вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения - и чёрные зубы. Поэтому, чтобы разница между повреждёнными и здоровыми зубами не бросалась в глаза, стали чернить и те, и другие.

Однако чернение зубов - более древняя практика. Согласно этнографическим данным, на Руси обычай у женщин чернить зубы был известен, по меньшей мере, со времён царя Алексея Михайловича (при этом известно о существовании подобной моды и в Западной Европе XVI-XVII в.). Среди зажиточных слоёв населения (дворян, купцов и богатых крестьян) данная мода продержалась до конца XVIII — начала XIX веков.

Согласно другому толкованию, чёрные зубы вошли в моду, поскольку являлись косвенным показателем достатка: известно, что частое употребление в пищу сахара может спровоцировать развитие кариеса, являющегося причиной почернения зубов; сахар же на Руси был весьма дорогим продуктом, позволить себе его могли только обеспеченные люди, поэтому чёрные зубы как бы символизировали достаток их обладателя. Так чернение зубов специальными средствами вошло в моду. Именно с этим косметическим варварством и боролся Пётр I, издав соответствующий указ, в котором предписывалось отбеливать зубы не ртутью, а мелом, а чернение зубов - «искоренить».

Другой указ Петра I касался обуви. Так, в сентябре 1715 года жителям Санкт-Петербурга запретили подбивать сапоги и башмаки металлическими гвоздями и скобами. На первый взгляд распоряжение Петра может показаться странным — кому какое дело, чем подбивают сапоги? Оказалось, что дело есть лично самому Петру, который желал таким образом оптимизировать расходы по благоустройству новой столицы. Дело в том, что улицы Петербурга тогда были вымощены деревянными плахами, и экономный царь решил, что металлические набойки на обуви горожан ведут к преждевременному износу мостовых. Однако, странно то, что этот запрет почему-то не дополнялся запретом ездить по Санкт-Петербургу на подкованных лошадях, а также использовать тележные колёса с металлическим ободом. А ведь подобные приспособления разбивали деревянные мостовые гораздо эффективнее, чем каблуки людей.

Если спросить, какой из запретов Петра является наиболее известным и в своё время вызвавшим наибольшее отторжение и неприятие у населения, то с большой вероятностью многие назовут запрет на ношение бород «благородным сословием». Однако в реальности к жизни с бритым лицом мужская часть зажиточного населения достаточно быстро привыкла. Зато долго не могли привыкнуть к другому — к похоронам в неподобающих декорациях. Вернее, к погребению. Ведь испокон веков покойных на Руси хоронили в колодах-долблёнках, и преимущественно - в дубовых. Что, кстати, отражено в известном выражении «дать дуба». И всё бы ничего, но с определённого момента это показалось экономному царю слишком расточительным...

На дубовую колоду уходило слишком много древесины. Причём, древесины не простой, а очень ценной — из дуба делали корпуса кораблей. А флот, как известно, был важным пунктом в реформах царя. И потому в 1723 году был издан указ «О неделании дубовых гробов». «Того ради из Синода во все епархии послать подтвердительные указы, - говорилось в нём, - дабы священники нигде и никого в дубовых колодах не погребали, гробы же делать токмо из сосновых, еловых и берёзовых досок».

О том, как исполняли этот указ, лучше прочих рассказывает Владимир Даль, 200 с лишним лет спустя написавший в своём Словаре: «Народ наш, особо на севере и востоке, любит доныне долбленые гробы из колоды (запрещённые)».

Ещё один указ Петра хоть и относится к той же печальной сфере, но носит забавное название: «Указ о вытье». Датируют его 1715 годом и связывают со смертью жены старшего брата Петра, царя Фёдора Алексеевича. Вот как об этом пишет историк XVIII столетия Иван Голиков: «Между тем, 24 декабря скончалась супруга брата Его Величества, Царя Феодора Алексеевича, Царица Мария Матвеевна... Монарх, желая истребить непристойный и суеверный обычай выть на похоронах, приговаривать и рваться над умершими, наистрожайше указал, чтоб никто как над сею Царицею, так и над всеми прочими не издавал такого непристойного вопля».

Правда, текста соответствующего указа до сих пор не найдено. По этой причине многие сомневаются в том, что Пётр вообще запретил старинный русский обычай «выть» на похоронах. Тем не менее, как говорится, дыма без огня не бывает. Вот что пишет ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Вебер: «В подобных случаях у русских искони в обыкновении были громкие рыдания, плач и разные причитания, которые часто казались мне настолько искренними, настолько же и притворными; но царь решительно хочет вывести этот обычай, и на упомянутых похоронах строго приказано было, чтобы никто громко не плакал и не причитывал». Видимо, кроме официальных запретов, зафиксированных документально, были ещё и устные распоряжения государя, которые дошли до нас лишь в воспоминаниях современников царя.

А вот к употреблению водки и других спиртных напитков Пётр I подходил со всей серьёзностью. В указе 1718 года «О достоинстве гостевом на ассамблеях быть имеющем» дотошно прописывались, как следует себя вести в подпитии и что делать с гостями на разных стадиях опьянения. Тех, например, кто на стуле не мог усидеть, надлежало складывать в сторонке, чтобы не мешали танцующим, отсортировав женщин от мужчин, «иначе при пробуждении конфуза не оберёшься». Лежащим водку подавать запрещалось, даже если просили, чтобы избежать риска захлебнуться.

Кстати, о том, в каком виде необходимо гостям являться на ассамблеи, было указано с особой точностью. «На ассамблеях быть обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть». Кроме того, перед появлением в многолюдье гостю надлежало: «мыту (мыться) старательно воды не жалеючи, без пропускания иных мест. Опосля цветошной водой обрызгану, дабы дамы морды не воротили от вони конской и пороховой; бриту (бриться) с тщанием, дабы нежностям дамским щетиною мерзкою урону не нанести; являться голодному наполовину и пьяному самую малость. До тово, зелье пить не сивушное и яства жрать без чесночново, луковово и другова каково гадково выдоха. ... Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить. Зелье же пить вволю, доколе ноги держут. Кады откажут - пить сидя...»

Парадокс правления Петра I заключался в том, что издаваемые им указы и распоряжения зачастую противоречили друг другу. Одно постановление царя гласило: «Не гнать мужиков из питейных домов, покудова до креста нательного не упьются», при этом он учредил награждать чрезмерно употребляющих алкоголь лиц чугунной медалью на цепи - «За пьянство». Это был уникальный в своём роде отличительный знак - вес медали с цепью и кольцом составлял около 8 кг. Надёжное крепление на шее не позволяло самовольно избавиться от такой «награды», а человек, попавшийся неоднократно полиции в «безобразном усердном пьянстве», должен был носить эту медаль около недели.

Петру приписывается и указ о моряках, сходящих на берег в заграничном вояже и злоупотребляющих спиртным. Согласно указу матросам за границей запрещалось «вусмерть упиваться, дабы не позорить честь флота и государства». Однако моряк, упившийся до состояния беспамятства, мог избежать наказания, если был найден лежащим головой к причалу. Считалось, что пьянчужка всё-таки стремился попасть на корабль, но не сумел дойти.

Много новшеств Пётр I привнёс и в область брака и брачных отношений.
«Обещал жениться – значит, должен жениться. А если не обещал – ходи себе холостым» - таков был закон во времена Петра. А в 1722 году государь своим указом обязал Сенат и Синод запретить договорные и принудительные браки. Документ активно критиковался знатью, ведь указ касался и крепостных крестьян. Но император был непреклонен: он подтвердил свою волю ещё раз – в 1724 году. Петровским указом было запрещено женить молодых без их согласия. И запрет этот касался не только людей вольных - документ обязывал господ выдавать своим крепостным клятвенные письменные свидетельства о том, что они не станут неволить их к браку. Впрочем, закон соблюдался далеко не всегда.

Указ этот запрещал родителям принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием близкие молодых должны были поклясться, что они не принуждают детей. Разрешалось также расторжение помолвки, если жених

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней