Дикая нравом, жестокая душой. Какой была вторая жена Ивана Грозного, черкесская княжна Кученей.

Вот уже более 60-ти лет в центре Нальчика стоит памятник - на гранитном пьедестале с надписью «Навеки с Россией» возвышается женская фигура в национальных одеждах, сжимающая в руке свиток. Договор о вечном союзе с Россией. Это героиня былин адыгов, дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, носившая имя Гуэщеней (Кученей), что переводится с кабардинского как — «глаза княжны». Однако вошла в историю эта женщина под именем Марии, второй жены Ивана Грозного и «проводницы интересов» кавказской дипломатии в России.

В августе 1560 года царя Ивана IV постигла тяжёлая утрата: не доживши и до тридцати лет, умерла его горячо любимая жена Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. Безутешный царь обвинил в её гибели бояр и ближних советников, и теперь уже доказано, что не без оснований. От испуга те стали усердно советовать царю немедленно вступить в новый брак. Бояр поддержал и митрополит Макарий: «…для хрестиянские надежи женился ранее, а себе бы нужи не наводил». И государевы послы разъехались по городам и весям – искать царскую невесту.

Из практических соображений местных претенденток отвергли сразу: родня царской жены тут же начинает возвышаться при дворе, а кому нужны влиятельные конкуренты? К тому же по политическим соображениям, с помощью династического брака можно было обезопасить рубежи Московского царства и уменьшить угрозу войны.

Поначалу решили искать невесту в Польше, но у тамошнего короля Сигизмунда II Августа, последнего мужчины — представителя династии Ягеллонов, были другие планы относительно замужества своей сестры Екатерины Ягеллонки. А когда он и вовсе попросил за неё Псков, Смоленск и Новгород, разгневанный Иван Грозный написал в ответ послание: мол, он уже приказал вырыть в земле яму, куда положат голову Сигизмунда после того, как её отрубят.

Решено было искать невесту в Швеции, Англии, Литве, вот только за Грозного царя никто своих сестёр-дочерей отдавать не торопился.

И тогда Иван IV обратил свои взоры на Кавказ - почему бы не выбрать одну из черкесских принцесс? Тем более, что он давно был наслышан о невиданной красоте младшей дочери кабардинского князя Темрюка, подходящей по возрасту. Звали её Кученей.

Сказано — сделано. Царь тут же вызвал к себе князя Афанасия Ивановича Вяземского и сказал ему:
— Добудь мне красавицу!
— Как добыть? Силой?
— А хоть бы и силой.
— Ну нет, государь, — ответил Вяземский. — Это даже тебе не удастся. Коли обидишь князя Темрюка, не миновать нам войны. А сам знаешь, что вся наша рать в Ливонии, на польской границе стоит, да против татар. Нельзя нам сейчас воевать ещё и с черкесами.
— А коли так, — настоял на своём Иван Васильевич, — сделай, чтобы я увидел эту княжну. Придётся по нраву — женюсь на ней.

Князю Темрюку незамедлительно передали пожелание русского царя. От имени государя послы пригласили его прибыть в Москву вместе с красавицей дочерью. На что князь Темрюк не только не воспротивился, а напротив, тут же дал своё согласие. Дело в том, что в середине ХVI века Кабарда состояла из ряда обособленных феодальных княжеств, и союз с Русским государством казался Темрюку взаимовыгодным и своевременным: женитьба дочери и русского царя усилило бы Темрюка Идаровича по сравнению с другими кабардинскими князьями. Так, уже вскоре молодая княжна Кученей вместе со старшим братом Салтанкулом отправилась в Москву.

В Белокаменной дочь князя Темрюка поселили неподалеку от Кремля и уже на следующий день пригласили в царский дворец на смотрины, которые прошли успешно: царю Ивану Васильевичу потенциальная невеста очень понравилась. «Под чёрными изогнутыми бровями сияли огромные тёмные очи с длинными ресницами, на щеках играл румянец, губы алели, точно спелые вишни. К тому же девушка была совсем юна, не больше шестнадцати лет, очень скромна и застенчива», - примерно такой увидел Иван Грозный черкесскую княжну, по мнению историка Л. Е. Морозовой. А основано оно на описаниях внешности княжны Кученей, которые оставили современники царя. Смуглокожая, темноволосая и черноглазая красавица, «на которую царь смотрел и сразу полюбил».

Так Кученей стала невестой московского царя, однако свадьбу пришлось на некоторое время отложить: княжна совсем не говорила по-русски и не была крещена. Она выросла среди приволья гор и умела разве что лихо скакать на коне и отлично владеть оружием. Поэтому необходимо было научить её манерам и правилам царского двора.

В июле 1561 года княжна Кученей приняла православие. Крестил её митрополит Московский и всея Руси Макарий, а имя ей дали Мария — в честь святой Марии Магдалины, день которой по церковному календарю отмечался в этот день. По древнему обычаю Иван Васильевич преподнёс в день крещения будущей жене золотой крест-складень, а царевичи Иван и Фёдор вручили ей кресты, украшенные бриллиантами и жемчугом.

Бракосочетание состоялось 21 августа 1561 года - в этот день с утра раздался оглушительный перезвон всех колоколов московских церквей и соборов. Шум стоял такой, что, как пишет Н. М. Карамзин, «люди в разговоре не могли слышать друг друга». Перед венчанием в Успенском соборе царь преподнёс кабардинской красавице свой свадебный подарок — золотое блюдо, декорированное чернью, на котором лежал её свадебный головной убор. Изготовленное из трёхкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела, и сегодня является одним из самых ценных экспонатов Оружейной палаты Кремля.

Свадебные торжества были шумными и пышными. Правда, уже тогда, как заметили многие, Марию Темрюковну словно подменили - сразу после венчания «она и тоном своим, и манерами дала всем понять, что теперь она царица, и никто, кроме её мужа, не смеет становиться на одну ступеньку с нею». Как рассказывали, сам князь Темрюк, хорошо знакомый с жёстким нравом дочери, простодушно и весьма недипломатично пошутил: «Глядите, чтобы она ему шею не свернула!»

На самом деле новая царица оказалась прямой противоположностью мудрой, добродетельной и благочестивой Анастасии Романовны. Выросшая среди Кавказских гор и привыкшая к каждодневным опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихое же дворцовое существование её совсем не устраивало. Более того, как оказалось, у Ивана Васильевича и Марии Темрюковны имелось сходство характеров и манер поведения. Многие увеселения и развлечения царя она с удовольствием разделяла. Они вместе ездили охотиться, и Мария быстро постигла главное правило охотника — не жалеть добычу, хладнокровно стрелять и поражать.

Кроме того, Мария Темрюковна сумела поставить себя так, что венценосный супруг исполнял почти все её прихоти. Жена мастерски умела настраивать царя против других, подталкивала его к жестоким публичным расправам, за которыми потом сама с удовольствием наблюдала с высоты кремлёвских стен.

«Мария с восторгом разделяла все досуги мужа, - пишет по этому поводу историк В. Н. Балязин. - Она с наслаждением наблюдала за медвежьими потехами, с горящими глазами смотрела на то, как ломали на колесе руки и ноги одним казнённым, как других сажали на кол, а третьих заживо варили в кипятке». Казалось бы, привычные уже ко многому придворные лишь в страхе поёживались, слыша звонкий весёлый смех юной царицы, от встречи с которой никто уже и не ждал ничего хорошего.

Понятно, что бояре невзлюбили новую царицу. Некоторые из них, наиболее смелые, даже говорили царю, что не пристало московской царице присутствовать на забавах и ездить на охоту. А когда терем царицы превратился в вертеп разврата, старые бояре, пытаясь вразумить государя, напоминали ему о приличиях и о благоразумии, к которым его обязывал и высокий чин, и благородство крови. Заканчивалось для них это, как правило, плохо. Иван Грозный порицателей поведения своей новой жены не щадил: все они обвинялись в «злом умысле» и заканчивали жизнь кто в ссылке, а кто и на плахе. Иван Васильевич, словно ослеплённый, ничего не видел и знать не хотел.
«Иван восторгался новой женой: он находил в ней своё подобие, что такой и должна быть истинная царица. Он видел в безжалостности Марии Темрюковны ясное доказательство её высокого происхождения, ибо, по его представлениям, люди царской крови должны были презирать всех, кто был ниже их по “породе”», - пишет В. Н. Балязин.

Другой писатель и драматург Э. С. Радзинский охарактеризовал Марию Темрюковну и период начала перемен в Русском царстве так: «Чёрная женщина — с чёрными волосами, с глазами, словно горящие угли, дикая нравом, жестокая душой… Восточная красота, тёмная чувственность и бешеная вспыльчивость… Во дворец пришла Азия. Восточная деспотия, насилие — азиатское проклятие России… «Пресветлый в православии», как называл Курбский молодого Ивана, навсегда исчез».

Мария Темрюковна искренне одобряла все действия царя, какими бы жестокими, а порой даже дикими они ни были. Дело в том, что Мария стала женой Ивана Грозного именно в ту пору, когда интриги бояр усилились, а некоторые из них и вовсе предали его и перешли на сторону многочисленных противников. В результате царь страдал от подозрительности, а также от страшных приступов неизбежных в таких случаях тоски и уныния. Вполне вероятно, что Мария Темрюковна приходила на помощь мужу доступными ей средствами и разгоняла его тоску. Хорошо известно, что царь с царицей часто вместе ездили на богомолье в отдалённые храмы и монастыри. Но самое главное, как считают многие историки, именно Мария Темрюковна подала царю совет держать возле себя отряд верных телохранителей, что способствовало появлению опричнины. Однако другие - с сомнением относятся к этим измышлениям, полагая, что царская супруга не могла настолько разбираться в основах управления государством. Хотя в годы брака Ивана Васильевича и черкешенки на Руси и вправду участились репрессии и жестокие расправы.

Как бы близка и единодушна ни была с ним Мария Темрюковна, вскоре Иван Грозный пожалел о своём выборе. Как утверждает французский биограф царя Анри Труайя, «уже на следующий год он начинает жалеть о

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней