Дантисты их величеств. Кто и как лечил зубы царственным особам.

«Ежели у кого слабые дёсна и кровоточащие зубья, что шатаются, зловонное дыхание и другие зубные хвори, то смешайте растёртый в порошок рог убиенного оленя с вином, и покройте смесью больное место, дабы прекратить страдания болящего».

Примерно так звучали рекомендации от зубной боли, созданные и записанные Евпраксией, внучкой Владимира Мономаха, князя киевского. Мстиславна или Добродея, как её называли, ещё до замужества, живя в Киеве, интересовалась медициной и освоила приёмы лечения разных болезней травами. Она осталась в истории не только как жена византийского императора Иоанна II Комнина, но и как первая известная знахарка, создавшая первый трактат по медицине (написанный женщиной). Он назывался «Мази» и включал в себя множество рецептов и рекомендаций, в том числе и в зубоврачевании. Неизвестно, помогали ли они избавиться от хворей, но выбора у больных было мало: или тереть в порошок рог убиенного оленя, или мучиться от зубной боли. Конечно, можно было пойти к «зубоволоку» (так называли целителя, специализировавшегося на лечении зубных болезней), но сделать это отваживались далеко не все.

Вообще же, практическая стоматология существует, наверное, столько же, сколько и сам человек: недавние археологические открытия показывают, что человечество начало лечить зубы 14 тысячелетий назад. Первая известная в мире пломба была поставлена в эпоху верхнего палеолита. Так же известно, что большинство древних племён использовало травы и корни растений для снятия зубной боли. Пройдёт не одно тысячелетие, и люди научатся делать зубные протезы, вставлять людям зубы животных, создадут первые стоматологические инструменты, а знатные пациенты даже позволят себе украшать свои зубы драгоценными камнями. Кстати говоря, обеспеченные люди, пользующиеся услугами лучших дантистов, не всегда могли блеснуть ослепительной улыбкой - такие зубные проблемы как кариес, зубная боль и шатающиеся зубы не обходили стороной ни богатых, ни бедных.

Известно, что в Древнем Египте были люди, которые специально занимались лечением зубов, в том числе – царских. Как ни странно, это были, похоже, не жрецы, а инженеры. Один из известных царских дантистов, например, был заодно архитектором. Умели стоматологи Древнего Египта немногое – ставить пломбу, вырывать зубы и устанавливать посмертный (чтобы перед Богами было не стыдно) протез. Кстати, от вырванного зуба умерла одна из самых известных правительниц страны – Хатшепсут. Выдёргивая зуб, дантист повредил ей капсулу с гноем в основании корня, и царица умерла от инфекции.

Более бережный способ удаления зуба разработал древнеримский врач Авл Корнелий Цельс, живший много позже Хатшепсут – в I веке нашей эры. Он сначала заливал кариозную область свинцом, убивая нерв, а затем подрезал десну и аккуратно расшатывал зуб. Только после этого тянул щипцами. Вытащить зуб полностью до него мог не каждый, а это было важно – оставленные в десне и челюсти куски зуба могли привести к тому же исходу, что у Хатшепсут.

Из императорских же личных дантистов в Древнем Риме более всего был знаменит Архиген. Первым в письменной истории Европы он просверлил полость зуба для его лечения. Бормашины не было, так что Архиген заказал кузнецу небольшой цилиндрик с нижним краем-лезвием и удобной ручкой – трепан. Вращать трепан приходилось вручную. Такой же техникой пользовались в иных местах в каменном веке, только сверлили лучковым сверлом, точно таким же, каким сверлили зубы зверей для ожерелья.

Читая о короле Франции Людовике XIV (о том самом, которого зовут «Королём-Солнце»), можно встретить воспоминания иностранных послов о нестерпимом запахе, исходящем от монарха. Можно было бы подумать, что он, скорее всего, был нечистоплотен и совсем не следил за гигиеной, в том числе, и зубов. Однако французский историк Луи Бертран ещё в начале ХХ века, рассматривая знаменитый портрет Людовика, обратил внимание на характерные складкам на его щеках и предположил, что у короля к тому времени совсем не осталось зубов. Когда же Бертран поднял архивы и узнал, что личный врач короля Антуан д’Аквин уговорил Людовика удалить все зубы, историк был крайне удивлён.

Оказывается, монарший дантист уговорил короля удалить все до единого зубы, объясняя это тем, что от них по телу распространяется зараза, и убеждая, что такая забота о здоровье послужит престижу короля. Людовик ответил, что ради престижа готов даже умереть. Естественно, что после этого ему пришлось претерпеть ужасные пытки.

Д’Аквин явно не знал о способе извлечения зубов от Цельса, к тому же здоровые зубы вынуть с их мест не так легко, как больные. В результате, вытаскивая зуб за зубом, врач сломал королю нижнюю челюсть и вырвал кусок кости с мягкими тканями из нёба, проделав королю обширное отверстие из ротовой полости в носовую. «Ничего страшного, Ваше Величество, главное, прижечь калёным железом», - утешил врач и так и сделал.

Вот только теперь в пазухах носа у короля застревали и по нескольку дней оставались кусочки пищи. Из-за отсутствия зубов у него также начались серьёзные проблемы с желудком. Конечно же, пищу ему подавали очень мягкую - король был вынужден её просто глотать, время от времени вытирая вытекающий из носа суп. По этой причине и возникал неприятный запах, повсюду преследующий короля. И нечистоплотность тут ни при чём.

Интересно, что ещё задолго до правления Короля-Солнца французские дамы принципиально ели только жидкую пищу, потому что верили, что морщины у людей образуются от жевания. В результате нехватки нагрузки на дёсна, их условного массажа работой челюстей, состояние дёсен ухудшалось, а зубы начинали шататься и выпадать. Работы у знахарей и дантистов только поприбавилось.

Судьбу Людовика чуть не повторила в молодости будущая российская императрица Екатерина II. Однажды, когда весь двор вслед за императрицей Елизаветой Петровной ехал из Петербурга в Москву, у 18-летней Екатерины от ветра страшно заболел зуб. Он и до этого несколько месяцев мучил её приступами боли, и в Царском селе, во время остановки, она стала умолять врача удалить его. Врач сначала долго отказывался, но в конце концов поддался. Екатерину посадили на пол – именно так в XVIII веке во время стоматологических процедур сидели пациенты, слуги её обхватили, чтобы она не дёргалась вслед за щипцами, и врач начал вытягивать зуб.

Это оказалось долгим и нелёгким процессом. Наконец, когда зуб вышел, а у будущей императрицы изо рта полила кровь, и из глаз брызнули слёзы, врач обнаружил, что вместе с зубом вырвал кусок десны – именно этого он и боялся, но к счастью, в целом нёбо Екатерины не пострадало. «На щеке у меня долго оставались отпечатанные все пять пальцев господина Гиона в виде синих и желтых пятен», - записала Екатерина Алексеевна в своём дневнике.

В её мемуарах есть ещё несколько подобных эпизодов, из которых можно вычислить, что всего за 2–3 года молодая Екатерина, которой было едва за 20, лишилась пяти зубов.

Возможно, именно поэтому, взойдя на престол, она ввела должность внештатного придворного зубного врача. Любопытно, что разрешение на удаление зубов у царевичей давала лично императрица.

Английская правительница Елизавета I обладала страшной любовью к сладкому. Каждый день повара готовили специально для королевы множество сладких десертов на основе желатина, сахара и яичного белка, к которым добавлялись сушёные фрукты, орешки и семена. Елизавета ежедневно поглощала все эти сладости, при том, что в отличие от своего современника Ивана Грозного, зубы чистить не любила. Есть версия, что у неё с юности была чувствительная тонкая эмаль, поэтому уходовые процедуры ей были неприятны. Легко догадаться, что бактерии, размножавшиеся от избытка сладкого у неё во рту, очень быстро разрушили зубную эмаль, и к 30-ти годам буквально все зубы королевы были серьёзно поражены кариесом.

Сохранилось свидетельство о том, что во время официальных приёмов Елизавета клала на передние зубы полоску белого тонкого батиста, чтобы имитировать здоровую улыбку. Но со временем она потеряла не только эмаль, но и сами зубы (не только из-за сладкого, но и из-за токсичности свинцовых белил, которые она так любила). Вскоре для того, чтобы лицо не выглядело постаревшим из-за отсутствия зубов, королева стала носить специальные подушечки во рту, отчего её речь нередко переставала быть понятной окружающим.

В конце концов врачи посоветовали Елизавете лечение - полоскания отваром коры дуба и защитное покрытие оставшихся зубов, вероятно, специальным лаком. Эти меры были хорошо известны, но непопулярны – от полоскания зубы становились ядрёного коричневого цвета, а лак был... чёрным. Но уж лучше были нарочно зачернёные ровного цвета зубы, чем тёмные, пятнистые и нездоровые на вид. А вскоре вслед за королевой чернить зубы стали почти все придворные дамы. Правда, самой королеве чернение и полоскания уже не очень помогли – постепенно у неё развились проблемы в ротовой полости и горле, из-за которых она очень страдала и задыхалась.

Кстати, об Иване Грозном. Известно, что его молочные зубы в большинстве своём сменились очень поздно. Причину этого явления никто не знает. Зато достоверно известно, что услуги зубных врачей ему практически не требовались. Когда в середине ХХ века знаменитый антрополог Герасимов исследовал останки Ивана Грозного, стало очевидно, что большинство зубов царю удалось сохранить, причём в удовлетворительном состоянии. Дело в том, что он очень боялся болезней полости рта и всегда старательно полоскал и очищал зубы - как после простых обедов, так и после пиров. А ещё он очень боялся быть отравленным во время манипуляции со своими зубами. Не зря при лечении зубов других царей обязательно присутствовал специальный человек, надзиравший, чтобы государя не отравили, пользуясь тем, что у него беззащитно открыт рот.

Начиная с XVII века в штат Аптекарского приказа — ведомства, оказывавшего медицинскую помощь царской семье, официально включили зубных врачей. К этому времени стоматология перестала быть исключительно хирургической. Цар

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней