«Гротесковый портрет старухи» («Безобразная герцогиня»), Квентин Массейс

Около 1513г. Дерево, масло. Размер: 64,2х45,5 см. Национальная галерея, Лондон #Story_renaissance

Картина «Гротесковый портрет старухи» интерпретировалась по-разному. В большинстве случаев как сатира на старость. На ней изображена старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку. В правой руке она держит бутон, что подчёркивает насмешку художника над своей героиней.

Сомнительно, что полотно действительно является портретом. У Массейса не было никакой натурщицы. Картина, скорее всего, основана на не дошедшей до наших дней работе Леонардо да Винчи, питавшего интерес ко всяким аномалиям.

Особенности внешности герцогини были не просто блажью художника. Массейс хотел высмеять ее желание выглядеть молодой и привлекательной, игнорируя возрастные изменения. Героиня полотна - это образ давно не молодой и больше не подходящей под стандарты внешности женщины.

Но возможно и другое объяснение появления этого произведения. Как установили медики, на нем изображена женщина, страдающая болезнью Педжета — редким недугом, характеризующимся аномалией строения костей. Если так, то работа — не карикатура, а раннее свидетельство заболевания, которое было изучено и описано сэром Джеймсом Педжетом лишь в 1877г. Картина в данном случае оказывается одновременно и «монументом» (творением искусства), и «документом» (историческим свидетельством в той или иной области). Можно переложить, что да Винчи срисовал интересный с медицинской точки зрения случай, а Массейс уже использовал его для создания карикатуры.

Квентин Массейс — один из крупнейших представителей антверпенской школы живописи. С него обычно начинают историю нидерландского Возрождения.

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем art_and_stories, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История одного шедевра , нажмите внизу под ней