«Слушающая комната», Рене Магритт
1952 г. Холст, масло. Размер: 45 × 54,7 см. Коллекция Менил, Хьюстон, Техас #Story_surreal
Более поздняя версия картины (также с тем же названием) была создана в 1958 году и хранится в частной коллекции. На обеих картинах изображены идентичные (или почти идентичные) зеленые яблоки, но расположены они в разных комнатах. В версии 1952 года в комнате деревянный пол и стеклянное окно с белой отделкой. В версии 1958 года она заменена комнатой из серого кирпича с арочным окном под открытым небом.
Нелепо отрицать влияние Библии на мировую культуру, которая сплошь пронизана библейскими сюжетами, аллюзиями и параллелями. Для Магритта яблоко было самым "человеческим" из фруктов - ведь именно из-за него у нас начались проблемы, и как раз с ним связано всё наше греховное существование на Земле.
На картине «Слушающая комната» происходит превращение мертвого в живое, а значит и безвольного в волевое. Комната слушает - проявляет волю. Но еще важно яблоко. Яблоко у Магритта это обычно некая замена личности. Точнее яблоко это оперант "Я"-"неЯ". Обычно оно заслоняет лицо человека, как будто замещая его "Я", уничтожая. Но вместе с тем с яблоком связано и самоопределение человека (слишком часто замещая его личность яблоко начинает ассоциироваться с личностью). Оперант двоится - чувствуются обе части и "я" и "нея".
Британская группа The Jeff Beck Group использовала репродукцию картины «Слушающая комната» для обложки своего альбома "Beck-Ola".