«Шостакович», Александр Григорьевич Ситников
1993 г. Холст, смешанная техника, коллаж. Размер: 140x130 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург #Story_ruspainting
В истории отечественного искусства 1970-х годов фигура Александра Григорьевича Ситникова занимает особое место. Принятый в официальный сонм современных советских художников, допущенный к международным выставкам, Ситников, однако, всегда следовал по собственному творческому пути, не пересекавшемуся ни с магистральным курсом соцреализма, ни с бурлящей контркультурой нонконформистов.
Работы Ситникова, изобилующие мифологическими отсылками и культурными кодами, ловят непосвященного зрителя в лабиринт своих наслаивающихся форм, линий и ярких красок и оставляют его разгадывать философские шарады их создателя.
Картина «Шостакович» подарена Русскому музею самим автором в 2013 году. По словам художника, источником вдохновения для него является музыка, а Дмитрий Шостакович — сильнейшее художественное воплощение XX века.
Его музыка проникнута любовью к человеку, верой в его благородство, волю и разум, она обличает жестоких тиранов, кровавые бойни и тоталитаризм, подавляющий любое проявление личностной свободы.
Образ, созданный Ситниковым, метафоричен — это портрет-знак, где на первый план выдвигается игра с живописными формами.
Художник делает зримыми слова, сказанные о Шостаковиче дирижером Евгением Мравинским:
Он был распят на музыке
Распластанная в пространстве холста фигура музыканта, действительно кажется распятой крестообразно пересекающимися линиями композиции.
Запрокинутая голова и множащиеся кисти рук, застывшие над клавиатурой, воспринимаются как фиксация состояния наивысшего творческого напряжения.
Словно подчиняясь логике композиторской мысли, тягучие формы человеческого тела преломляются геометрией треугольников, и слагаются в упорядоченную пространственную структуру.
Звук материализуется в цвет. И все становится ощутимо. Все слышно. Все живет.