«Кошка, присевшая на подоконник в мастерской», Геррит Дау
1657 г. Холст, масло. Размер: 34x26,9 см. Лейденская коллекция, Нью-Йорк #Story_barocco
Геррит Дау — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. В отличие от своего учителя, он связал свое творчество именно с этим городом. Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники.
Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии. Со временем живопись такого рода стала весьма популярной, и у художника появилось множество последователей.
Находящаяся перед нами картина довольно нетипична, поскольку обычно в центре композиций в оконных проемах изображались женщины или девушки. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Тщательно проработав каждую деталь — мягкую шерсть и пронзительные глаза — художник подчеркнул характер животного.
В XVII веке кошка считалась аллегорическим воплощением зрения. Возможно, именно поэтому мастер так тщательно и деликатно прописал глаза зверька, устремившего взгляд за пределы картины. Шерсть животного кажется блестящей и слегка перламутровой.
Если напрячь зрение - в глубине комнаты можно различить фигуру художника за мольбертом. Может быть, это сам Геррит Дау - автор картины, один из учеников Рембрандта.
Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер. Исследования картины в рентгеновских лучах показало, что Дау изначально написал совсем другую композицию, включающую фигуру девушки на месте занавески. Перед кошкой, возможно, была нарисована мышеловка.