«Держи свечку». Как на Руси проходила первая брачная ночь.

«Не знаю, свечку не держал». Обычно это выражение можно услышать, когда человек не может подтвердить или гарантировать точность, правдивость или достоверность информации. Фраза «держать свечку» в русском языке означает «оказаться свидетелем каких-то событий», чаще всего моментов из личной жизни. «Ты что, там свечку держал?» — так говорят, когда сомневаются, что человек говорит о ком-то правду, а не распространяет сплетни. В речи такие выражения встречаются часто, однако об их происхождении знают немногие.

В разных странах существуют весьма причудливые традиции, связанные с первой брачной ночью. Например, в некоторых африканских племенах жених в порыве страсти выбивает невесте два передних зуба. А в Мексике новобрачные, наоборот, даже не дотрагиваются друг до друга несколько суток после заключения брака. Наши предки тоже придавали большое значение зарождению интимных отношений между молодожёнами. В Древней Руси свадьба была строго регламентированным обрядовым действом - от начала и до конца. Разумеется, и первая брачная ночь не была исключением.

Сразу после венчания в церкви начинался свадебный пир - обильный в состоятельных семьях и скромный в бедных. Но молодожёны во время праздника не ели и не пили, опасаясь «зачарованных» блюд. Для них этот вечер был испытанием: несколько часов приходилось сидеть за столом, не проглотив ни крошки. Свадебное угощение же ждало их в комнате, приготовленной специально для них и надёжно защищённой оберегами от колдовства.

Первая брачная ночь проходила прямо во время торжества. Для молодых тщательно готовили ложе — обустраивали его обычно в подклете избы, амбаре, бане или чулане в доме жениха, ведь отныне девушка принадлежала его семье. Застилали кровать вещами из приданого девушки, а делали это только самые близкие люди. Считалось, что другие могли навести порчу, иногда даже ненамеренно, а просто из-за испытываемой зависти.

На брачное ложе и под него укладывались различные ритуальные предметы и обереги, которые должны были сберечь новую семью от сглаза и порчи, а также обеспечить достаток и здоровое потомство. К таким предметам относились, например, кочерга, можжевеловая веточка, полено, ржаной сноп или мешочек с мукой. Брачное ложе было высоким - чем больше перин, тем лучше.

Первая брачная ночь на Руси была не столько таинством и личным делом молодожёнов, сколько мероприятием, в котором принимали деятельное участие все гости - в «опочивальню» молодых провожали все желающие, родственники и друзья. Подвыпившие гости при этом должны были вести себя максимально весело. Они пели неприличные частушки, шутили, давали новобрачным скабрезные советы. Цель у всего этого действа была благородная: люди хотели помочь часто неопытным в этом деле жениху и невесте раскрепоститься, настроиться на нужную волну, преодолеть естественное смущение. Когда молодые оказывались в опочивальне, на брачной постели уже лежала их замужняя родственница, одетая в две шубы, что называется, «грела постель». Друг жениха должен был несколько раз ударить по брачному ложу кнутом, чтобы прогнать оттуда всякую нечисть, и выкупить брачное ложе у «греющей» его постельницы. И только после этого молодые оставались одни. Вернее, не совсем... Старшие родственники жениха – отец или брат – в прямом смысле слова подглядывали за тем, что происходило, держа в руках свечки, поскольку другого освещения в те времена просто не было.

Начинали ночь муж и жена с угощения, съев припасённую для них курицу, которая должна была наделить девушку плодовитостью. После еды следовал ритуал снятия с мужчины сапог: так молодая супруга демонстрировала свою покорность. Затем она спрашивала разрешения лечь в постель и, конечно же, получала его... До тех пор, пока молодые оставались на брачном ложе, «охранник» дежурил у двери со свечой.

Причин для такого, казалось бы, странного поведения родственников было несколько. Отсутствие близости между супругами означало невозможность продолжения рода, а именно с этой целью и заключались семейные союзы на Руси. И факт соития должен был быть засвидетельствован, чтобы брак считался действительным.

Также родственники опасались, что невесту могут подменить в темноте. Иногда, если девушка не хотела становиться женой конкретного парня, она могла незаметно сбежать с супружеского ложа, а её место занимала какая-нибудь другая девица. Делалось это, чтобы утром поставить всех перед фактом: этот парень теперь муж совсем другой особы. А если жених не справлялся со своей задачей, его на брачном ложе мог заменить брат или отец. Так наши предки гарантировали, что ребёнок будет принадлежать к их роду, если невеста забеременеет сразу.

После принятия христианства эта странная традиция претерпела некоторые изменения. Церковь настаивала на том, что супруги должны быть единственными половыми партнерами друг у друга. Православные священнослужители резко осуждали и помещиков, которые пользовались феодальным правом первой ночи. Поэтому в народе укоренилось представление о том, что лишить девушку невинности должен именно её муж. Теперь вместо старших родственников со свечой у двери спальни молодожёнов стала «дежурить» сваха. Впрочем, иногда к ней присоединялись и подвыпившие гости, которые шутили и смеялись, откровенно подглядывая за молодыми и напевая срамные частушки. После состоявшегося акта брак считался подтверждённым, и об этом громогласно заявлялось всем остальным родственникам и гостям.

В регионах, где девственность считалась обязательной добродетелью, мужчина демонстрировал рубаху или простынь со следами крови. Девицу, которая «не уберегла себя», могли вернуть в отчий дом. Впрочем, делали это редко: обычно ограничивались насмешками и издевательствами. Родителям девушки, например, могли повесить на шею хомут или поднести вино в дырявой чаше. Но гораздо худший исход ждал ту девушку, чей жених от волнения или по другим причинам не мог исполнить супружеских обязанностей. Считалось, что такой женщине следует немедленно утопиться — ведь зачем жить жене, которая не способна вызвать у мужа желание? К счастью, подобный обычай практиковался лишь до прихода на Русь христианства, а затем, хоть и не мгновенно, но все-таки канул в Лету.

Кстати, что касается обряда с простыней, то дело здесь было не только в почитании целомудрия девушек. Существовало старинное поверье о том, что новобрачные источают энергию плодородия, благотворно влияющую на благополучие всего рода. Вот и простыню, хранившую такие явные следы ритуального соития, считали источником плодородия. Поэтому вплоть до XX века практичные крестьяне проносили простыню по всем хлевам и овинам для стимулирования плодовитости скота, по хозяйственным постройкам – для повышения урожайности. Так смысл обычая трактовали сами крестьяне, и этот факт отмечен повсеместно на русских землях и тысячи раз записан этнографами.

Интересно, что выражение «Держать свечку» связано не только с традициями первой брачной ночи на Руси. Поскольку иного освещения в течение долгих веков у людей просто не было, многие дворяне заставляли своих слуг и лакеев стоять возле их кроватей со свечками. Причина этого понятна: попробуйте, к примеру, расшнуровать корсет в темноте. Не желая укладываться спать на ощупь, барин и его супруга приказывали дворовому мужику или бабе светить им у постели. И лишь после того, как хозяева благополучно засыпали, крестьянин мог уйти со своего поста. Вы спросите: почему обязательно нужен был человек? Разве свечу нельзя просто поставить у изголовья кровати? Ответ прост: засыпать с зажжённой свечой опасно - если не задуть её перед сном, может случиться пожар. Боясь ускользнуть в сон с открытым источником огня у подушки, многие дворяне доверяли право стоять со свечкой у своей постели только проверенным слугам. Такой лакей, разумеется, был хорошо осведомлен обо всех подробностях личной жизни хозяев.

Подобная практика существовала и в странах Западной Европы. В своё время был даже популярен анекдот про английского лорда, который не мог исполнять свои супружеские обязанности. Тогда он позволил слуге, державшему у постели свечу, заменить себя на брачном ложе. А сам встал со свечой. После того как слуга справился с поставленной задачей, лорд назидательно сказал ему: «Ну, ты теперь понял, как нужно держать свечу?»

Кстати, во Франции есть устойчивое выражение: Que voulez-vous! Je n'y ai pas tenu la chandelle - и оно также означает: «Что вам нужно? Я не держал свечу». Происхождение данного выражения связано с известной гравюрой «Мессалина в каморке Лициски» работы итальянского художника Агостино Карраччи, жившего в конце XVI века. На ней живописец изобразил жанровую сценку, происходившую в одном из многочисленных публичных домов Древнего Рима. На гравюре мужчина и женщина предаются любовным утехам, а в это время хозяйка вертепа стоит над ними со свечой. Эта женщина, разумеется, может назвать себя человеком, осведомлённым о подробностях чужой интимной связи. Гравюра Агостино Карраччи стала популярной во Франции, там эту картину называют «Держащая свечу». Возможно, устойчивое выражение, о котором мы говорим, имеет сразу несколько источников происхождения. Но все они, так или иначе, связаны с проблемой освещения жилья, с которой люди сталкивались до наступления эры электричества.

Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем historyrossia, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней