«Страшный суд», Стефан Лохнер
Около 1435. Дерево, темпера. Размер: 122x171 см. Музей Вальрафа-Рихарца Кельн #Story_oldmasters
Last Judgment Полиптих, выполненный темперой на дубе немецким художником Стефаном Лохнером (около 1400–1451) по заказу для зала заседаний городской ратуши Кельна. Это религиозное по форме произведение является уже чисто реалистическим по воплощению. Мы видим реальных людей, их страдания. Очень гармонична композиция, художнику удается попытка изображения перспективы, что является новым в искусстве этого времени.
У сожалению, полиптих был разделен на части, причем внешние крылья, которые при расширении образовывали шестикратную перегородку, были распилены на двенадцать отдельных картин, большинство из которых все еще сохранились, но хранятся в отдельных коллекциях, в основном в Кельне, Мюнхене и Франкфурте. На внутренних крыльях изображены Мученичество апостолов, на внешних панелях частично изображены аббат Святого Антония, Мария Магдалина и Даритель, святые Екатерина, Губерт, Квирин Нойсский и Даритель, а также папа Корнелий.
Тема Страшного суда — одна из центральных в христианском искусстве, она связана с пророчеством о втором пришествии Христа. Эти изображения должны были напоминать прихожанам о неминуемом приближении судного дня, когда каждому воздастся за его мирские дела. Грешники в наказание будут низвергнуты в ад, праведникам же уготовано вечное блаженство в раю.
Композиция условно делится на несколько самостоятельных эпизодов, что свидетельствует о еще живущих традициях алтарной живописи начала XV века. В центре восседает Иисус в красном одеянии, скрепленном драгоценной брошью. Слева от Него — Мадонна, справа — Иоанн Креститель. Жестом Судья отделяет грешников от праведников. Ангелы трубят в небе, воскрешая мертвых и возвещая начало Судного дня. Из глубины картины к зрителю «выходит» поток нагих людей, который разделяется надвое. Слева оказываются счастливые праведники, сопровождаемые ангелами в райские врата, справа — грешники, которых палками загоняют в ад веселящиеся черти. Среди них, молящих о пощаде, можно увидеть и священнослужителей, и королей, и крестьян — перед Богом все равны.
Панно «Страшный суд» впервые зарегистрировано в 1764 году в инвентаре приходской церкви Святого Лаврентия, Кельн, и в настоящее время находится в музее Вальрафа-Рихарца, Кельн, поскольку было завещано в 1824 году.