«Тюльпанное безумие», Жан-Леон Жером
1851 г. Холст, масло. 65,4 × 100 см. Художественный музей Уолтерса, Маунт-Вернон, Балтимор, Мэриленд, США #Story_academism
На картине изображен эпизод, который вполне мог произойти во времена «Тюльпаномании», охватившей Нидерланды и большую часть Европы в XVII в. Гвардейцы носятся по клумбам, сосредоточенно и азартно топчут цветы, разят их прикладами. Командующий ими офицер, должно быть, для большей эффективности, въехал на поле верхом.
На переднем плане — щеголь-аристократ при усах и шпаге. В ухе поблескивает серьга, в глазах — решимость. Обнажив клинок, он защищает горшок с тюльпаном от спешащих к нему солдат. Царственная осанка, резко очерченные скулы, крепко сжимающая эфес рука — всем своим видом он словно заявляет: «этот горшок — мой!».
Мотивы героев картины Жан-Леон Жером — вполне прозаические, их действия — рациональны. Гвардейцы топчут дешевые тюльпаны-бридеры, таким образом, «регулируя рынок». Аристократ со шпагой защищает ценный цветок — судя по пестрым красно-белым лепесткам, самый дорогой сорт тюльпанов Semper Augustus, луковица которого стоила тысячи гульденов.
Некоторое время «Тюльпанное безумие» принадлежало Мэри Джейн Морган (1830—1885), жене железнодорожного магната Чарльза Моргана После ее смерти полотно было продано за 6 тысяч долларов агенту Дж. С. Эвансу В 1923 году работа перешла в качестве дара его дочери миссис Кефас Г. Гласс, а затем уже по наследству её дочери миссис Сирил У. Кин. В 1983 году она передала картину в дар Художественному музею Уолтерса в Маунт-Верноне[en], пригороде Балтимора.
Первые луковицы этих растений были привезены из Турции в Австрию, а затем в Нидерланды. Голландцы за два десятка лет смогли вырастить множество сортов тюльпанов. Как ни странно, но эти луковицы стали главным источником доходов почти всей страны: они стоили баснословных денег, их покупали и продавали, не вынимая из земли. Этот бизнес позволил многим людям из небогатых семей сделать себе состояние, играя на бирже: покупать луковицы по одной цене и продавать по другой, более высокой.
К 1636 г. тюльпаномания достигла своего пика, рынок по продаже цветов дошел до такого состояния, где предложение намного превышало спрос. Рынок тюльпанов рухнул, многие обогатившиеся на продаже и покупке луковиц обанкротились.