После успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат.
«Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».
«Меншиков в Берёзове» – худ. В. Суриков.
Александр Меншиков являлся фаворитом Петра I и его ближайшим соратником. Однако, сразу после смерти Петра, Меншиков, опираясь на гвардию и виднейших государственных сановников, в январе 1725 г. возвёл на престол жену покойного императора Екатерину I и стал фактическим правителем страны, сосредоточив в своих руках огромную власть и подчинив себе армию.
С воцарением Петра II (являвшегося внуком Петра I) в 1727 г. Меншиков поначалу сохранил своё влияние, но, недооценив своих недоброжелателей, и по причине продолжительной болезни он утратил влияние на юного императора и вскоре был отстранён от управления государством.
8 сентября 1727 г. Меншиков был арестован, по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета без суда, указом Петра II отправлен в ссылку. Во время первой ссылки в своё имение Раненбург Меньшиков был обвинен в злоупотреблениях и казнокрадстве. Его лишили всех занимаемых должностей, наград, имущества и титулов. Вместе со своей семьёй в 1728 г. его отправили в сибирский городок Берёзов. В дороге туда умерла его жена, княгиня Дарья Михайловна.
В Берёзове Меньшиков с помощью несколько верных ему слуг построил дом и церквушку. Позже в Сибири началась эпидемия оспы, которой заболел Александр Меншиков. Он скончался 12 ноября 1729 г. в возрасте 56 лет. Похоронен у алтаря построенной его руками церкви.
«Великий князь Владимир избирает религию» – худ. И. Е. Эггинк.
В 986 г. к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего
отверг предложение булгар.
После булгар пришли иностранцы из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли – Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался и от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого летопись называет Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере, чем Владимир был сильно впечатлен. Однако, Владимир не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть - на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу православия.
Летопись, однако, не указывает о политической и культурной подоплеке в вопросе выбора религии – ислам и иудаизм были чужды по этническим и культурным аспектам, а при выборе между православием и католицизмом в ход вступила геополитика – территориальная близость Руси с Византией и необходимость в стабилизации отношений Владимира с таким сильным, на тот момент, государством и предопределила выбор вероисповедания.