Памятка для тех, кто хочет разбираться в направлениях живописи.
● Абстракционизм - течение в живописи, которое преподносит нетрадиционные формы и ярко демонстрирует их отдалённость от привычной реальности. Пожалуй, главная цель этого течения и его последователей - показать людям обыкновенные геометрические формы и скульптуры, наталкивая их на собственные ассоциации при помощи уникального сочетания цветовой гаммы и фигур. Такими фигурами могут быть как одна чёрная точка на белом холсте, так и набор квадратов и многоугольников с различными цветовыми гаммами, складывающиеся в необыкновенную картину.
Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич
● Ар-деко или арт-деко - эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Отличительные черты - строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик. Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Представители: Эрте (Роман Тыртов), Жорж Барбье
● Ар-нуво или модерн - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии.
Представители: Поль Гоген, Обри Бёрдсли
● Авангардизм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. В нём отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества.
Представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич
● Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Представители: Рубенс, Караваджо
● Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века, и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали её своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Представители: Карл Брюллов, Жан Батист Грёз
● Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Представители: Хуан Грис, Пабло Пикассо
● Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлечённых классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Представители: Франсиско Гойя, Теодор Жерико
● Экспрессионизм - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети ХХ века, сложившееся в опредёленный исторический период – в преддверии Первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, всё большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приёмы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали это творчество как способ выражения эмоций.
Представители: Эдвард Мунк, Фрэнсис Бэкон
● Фовизм - направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. Les Fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Представители: Анри Матисс, Андре Дерен
● Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.
Представители: Джакомо Балла, Давид Бурлюк
● Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни.
Представители: Клод Моне, Ренуар
● Маньеризм - течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
Представители: Франческо Пармиджанино, Джулио Романо
● Романика - период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке. Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Главное место в убранстве храмов романского стиля было отделено старинной фреске. Новым явлением стали витражи – уникальный вид живописи с использованием кусочков цветного стекла, соединявшегося при помощи свинцовых красок. Огромным разнообразием отличалась романская миниатюра, достигшая в эпоху расцвета Франции наивысшей точки развития. Этот вид древней живописи характеризовался особым разнообразием иллюстраций библейских хроник и евангелия.
Примеры: Кафедральный собор в Пизе, Сантьяго де Компостела
● Модернизм - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определённым вызовом устоявшимся канонам. Стиль модерн исторически был предшественником модернизма.
Представители: Борис Кустодиев, Анри Руссо
● Современное искусство - совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Оно выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Представители: Питер Блейк, Александр Исачев
● Наив или наивное искусство - одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство, так и изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят провинциальные портреты русских людей XVIII—XIX вв. неизвестных художников.
Представители: Нико Пиросмани, Алевтина Пыжова
● Неоклассицизм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства антич