❗РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО. ПАМЯТИ КОМАНДАРМА БЕЛОВА

Сегодня, 27 июня, исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося революционера, большевика, Героя Гражданской войны, командарма 1 ранга ИВАНА ПАНФИЛОВИЧА БЕЛОВА.

Детство Героя ничем не отличалось от детства миллионов крестьянских детей дореволюционной России. Иван родился 27 июня 1893 года в деревне Большое Калинниково (ныне Череповецкий район Вологодской области). Окончил 4 класса Вахонькинского начального училища, но из-за бедности семьи был вынужден прервать учёбу. Работал по найму на железной дороге, на лесозаготовках, грузчиком в Архангельском порту. Путём самообразования сумел подготовиться и сдать экстерном экзамен на звание учителя в Череповецкой учительской семинарии.

В 1913 году был призван в Русскую императорскую армию и направлен в 13-й Сибирский стрелковый полк. Участвовал в Первой мировой войне в звании унтер-офицера. После контузии и излечения в госпитале направлен в 1-й Сибирский запасный полк в Ташкент. За оскорбление офицера в 1916 году был осужден военным судом к 4,5 годам дисциплинарного батальона, освобождён во время Февральской революции.

В сентябре 1917 года И.П. Белов был избран председателем солдатского комитета 1-го Сибирского запасного стрелкового полка в Ташкенте, которым командовал во время вооружённого восстания в Ташкенте в октябре 1917 года.

Выросшему в бедной деревенской семье, не имеющему качественного образования, Ивану Панфиловичу было нелегко разобраться в бурном вихре политических событий судьбоносного 1917 года. В феврале будущий командарм стал левым эсером, однако уже к концу года окончательно перешёл на сторону большевиков.

В декабре 1917 года в городе Туркестанской Коканде была создана так называемая «Кокандская автономия», во главе которой стояли представители национальной верхушки и офицерского корпуса России. Сепаратисты попыталась восстановить Кокандское ханство, чтобы в дальнейшем выйти из состава Советской России.

Националисты с первых же дней проявили неразумную жестокость – они убили представителей Туркестанской советской республики, посланных к ним для переговоров. И началась открытая вооруженная борьба. 19 — 22 февраля 1918 года отряд Красной гвардии численностью 1 200 человек под командованием И.П. Белова разгромил вооруженные формирования «Кокандской автономии», и к весне была установлена Советская власть во всей Средней Азии!

В марте 1918 года И.П. Белов был назначен комендантом крепости в Ташкенте и командиром Ташкентского гарнизона. 30 апреля 1918 года была образована Туркестанская АССР со столицей в Ташкенте. И.П. Белов был избран членом ЦИК Туркестана. В мае 1918 года Иван Панфилович был также назначен заместителем командующего войсками Туркестанского военного округа (образованного декретом Совнаркома РСФСР от 4.05.1918).

Свой личный опыт командира И.П. Белов постоянно использовал для укрепления рядов починенных ему вооруженных сил: он создает школу младших командиров, оружейные мастерские и приступает к созданию регулярной Красной Армии (летом 1918 года её численность, без учета красногвардейских отрядов и партизанских дружин, составляла 8 тыс. человек).

В апреле 1919 года Туркестанская республика оказалась в кольце фронтов. С севера-запада (Актюбинский фронт) наступали войска атамана Дутова, на юго-западе Закаспийский фронт с трудом сдерживал натиск совместных отрядов Белой армии и англичан, на северо-востоке был организован Семиреченский фронт, сдерживавший войска атамана Анненкова. Туркестанская республика, окруженная неприятелем и отрезанная от центра Советской России, была обречена на разгром. Не дожидаясь этого, Иван Панфилович собрал все верные большевикам силы, прорвал окружение и устремился на соединение с главными силами Красной Армии. 13 сентября 1919 года войска Туркестанской республики соединилось с 1-й армией М.В. Фрунзе (членом Реввоенсовета был вологжанин К.А. Авксентьевский). Это было ещё одно подтверждение полководческого таланта Ивана Белова.

Дальнейшие годы прошли в непрерывных сражениях. Его посылали туда, где положение большевиков становилось критическим. Воевал с басмачами в Туркестане. Участвовал в обороне Андижана (1919 г.) Современники отмечали, что Иван Панфилович Белов был очень умным и одновременно миролюбивым человеком, в отношении местного казачества он никогда не проводил политику геноцида, а прибегал к убеждению, всегда стараясь отделять рядовых казаков и младших офицеров от казачьей старшины.

Иван Панфилович был человеком слова, свои обещания выполнял – сдавшихся в плен казаков не расстреливали, а отпускали в родные станицы. Часть офицеров привлекалось к общественной и производственной деятельности, и только казаки, служившие в контрразведке или принимавшие личное участие в расстрелах, содержались под арестом. Одновременно с этим И.П. Белов карал своих бойцов за грабежи и мародерство (которые зачастую были и со стороны «белых» и со стороны «красных), запретил репрессии против военнопленных.

15 августа 1919 года командующим Туркестанским фронтом был назначен М.В. Фрунзе. Численность всего личного состава фронта – около 20 тыс. бойцов. 3-я стрелковая дивизия под командованием И.П. Белова дислоцировалась в Семиречье (сам начдив приехал в город Верный командовать войсками области). Обстановка была сложной: противник пытался перейти в наступление. Отряды казаков были отбиты 25-м Павловским полком и были вынуждены отойти в небольшой горный городок Копал. 20 марта 1920 года войска И.П. Белова перешли в наступление. Три кавалерийских полка большевиков вступили в бой с частями генерала Щербакова на подходе к Копалу, сумели их окружить, но Щербаков с частью войск сумел прорваться из окружения и горными перевалами ушел в Китай. Затем красными был взят Арасан, осажденные сдались. По приказанию И.П. Белова массовых расправ над пленными казаками не было. Как следствие этого гуманного шага без боя сдался и Копал.

В 1920 году, с прекращением военных действий красноармейцы начали высказывать вполне понятное недовольство: война закончилась, белые ушли за границу, следовательно, надо сокращать армию и демобилизовать большую часть бойцов (которые намеревались срочно заняться привычным крестьянским трудом). Кроме того, красноармейцы были недовольны продолжавшейся политикой продразверстки и требовали ее отменить на разумный продовольственный налог. Не был до конца разрешен и национальный вопрос, и красноармейцы, памятуя о недавнем национальном выступлении казахов и киргизов в 1916 году (когда русских резали как баранов!), настаивали на том, чтобы им временно разрешили демобилизацию с оружием, чтобы иметь возможность защитить свои семьи. Много назрело сложных вопросов, но реввоенсовет Верного не мог самостоятельно и самовольно их разрешить, поэтому в итоге бойцы расквартированного в Верном батальона 27-го полка 12 июня 1920 года вышли из повиновения, захватили крепость и провозгласили свою власть, избрав так называемый «боесовет».

К «боесовету» присоединились и другие расквартированные в городе воинские части. В итоге мятежников собралось в первые же сутки более тысячи человек, и постоянно прибывало население из соседних населенных пунктов. На стороне реввоенсовета осталось всего около 400 человек, из которых вскоре большая часть (в том числе и городская партийная организация в полном составе!) переметнулась к мятежникам. В течение нескольких дней силы мятежников возросли до пяти тысяч человек, а в распоряжении реввоенсовета осталось всего несколько десятков бойцов. В этих условиях вооруженная борьба была бессмысленной. Реввоенсовету осталось только ждать помощи от Фрунзе, преувеличивать свои силы перед мятежниками (те считали, что под началом реввоенсовета осталось до 800 человек с пулеметами) и заниматься бесконечными переговорами с противником, который после фактического захвата власти не знал, как ей воспользоваться и не решался на решительные действия против реввоенсовета, дожидаясь подхода 26-го полка. В этих непростых условиях многое зависело от И.П. Белова, его воинской выдержке и личного мужества.

В результате мятежники упустили драгоценное время, что позволило И.П. Белову и членам реввоенсовета дождаться подхода оставшихся верными Советской власти полков (26-й полк также отказался присоединиться к мятежникам), и 19 июня мятежники были окружены и обезоружены бойцами 4-го кавалерийского полка, а также частью гарнизона Верного (опять перешедшего на сторону реввоенсовета). Командовал этой операцией начдив И.П. Белов. После восстановления Советской власти реввоенсовет по прямому указанию Троцкого занялся репрессиями: всё руководство мятежников было расстреляно, была частично уничтожена городская партийная организация. Кстати кое-кто из представителей карательных органов пытался было обвинить и И.П. Белова вместе с членом Военного совета дивизии Дмитрием Фурмановым в том, что они слишком долго занимались уговорами и митингами, а не приступили к немедленным репрессиям. Но командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе признал действия начдива единственно верными в той сложной обстановке. Подавление контрреволюционного мятежа в Верном стало ещё одной крупной заслугой Ивана Панфиловича, заслугой, которая в очередной раз продемонстрировала абсолютную верность молодого полководца Советской власти и его безусловный незаурядный талант военачальника.

В августе 1920 года войска под командованием И.П. Белова были направлены на подавление антибольшевистского восстания в Бухаре, где 2 сентября нанесли основной удар по крепости эмира – Старой Бухаре. За взятие Бухары И.П. Белов был награжден орденом Красного Знамени.

После окончания гражданской войны в Туркестане И.П. Белов был направлен учиться на Военно-академические курсы РККА. Начало учебы совпало с антибольшевистским восстанием в Кронштадте, на подавление которого И.П. Белов был направлен вместе с другими курсантами, где по ненадёжному весеннему льду под огнем противника шёл в атаку на кронштадтские форты. И в очередной раз Иван Панфилович проявил свой талант командира и мужество бойца. За успешное подавление мятежа И.П. Б

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем histmoment, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История России , нажмите внизу под ней