Критики советского времени эту картину не жаловали. Перов был трибуном низов общества, а здесь «униженные и оскорбленные» – помещицы, дворянки! , а унижает их представитель «простого народа» , пролетарий! История картины такова. Будучи в многолетней поездке в Италии, Перов писал в Россию: "Осмеливаюсь покорнейше просить возвратиться мне в 1864 г. в Россию. Посвятить себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием. Возвращусь в Россию, надеюсь написать зимою 1865 картину". Именно «Дворника» и написал Перов сразу после возвращения. Здесь показана трагедия русского дворянства, когда многие его представители, оказались в результате реформ Александра II без средств к существованию, не умев наладить хозяйство в условиях капиталистической конкуренции, и были вынуждены просить пристанища у своих же вчерашних холопов. Доходные дома, во дворе которого происходит сцена, особенно распространились в это время. Хозяин такого дома отправлял посетителей «к дворнику» . Сам безграмотный дворник и вывесил название своей сторожки, как его слышал - «КОДВОРНИКУ» . Обедневшие барыни (старшая – небогатая помещица, или вдова чиновника, оставшаяся почти без средств, младшая – ее дочь) , вынужденные снимать жилье в бедном районе. Квартиры - можно догадаться, какие. Они хотят снять квартиру, а дворник показывает, куда им надлежит идти. Показывает вверх, на верхние этажи – там комнаты были самые дешевые и ужасные. На этажах выше второго жили более бедные слои, а на пятом - совсем уже бедняки ("В конурке пятого жилья" - А. С. Пушкин, "Езерский". Вспомним «Преступление и наказание» – комнаты Раскольникова, Мармеладовых.. . Барыня собирается квартиру снимать, и, похоже, наидешевейшую. Поэтому общается с барыней не владелец дома, а дворник (которому хозяин поручил разбираться с малоденежными съёмщиками) , он показывает на верхний этаж, в котором будет "отдана", то есть передана для проживания квартира. Дворник пьян и груб - его побеспокоили! На лице его явное презрение, подчёркиваемое жестом. Он орет на женщин, не в силах продрать с похмелья или спросонья глаза. Лица барыни мы не видим, а выражение лица дочери - удивление и смирение перед бедностью и неудобствами. Цинично, не смущаясь женщин, дворник то ли почесывается, то ли поддерживает сползающие штаны. Поэтому молодая девушка (дочь) стыдливо и печально отворачивается, а мать вынуждена вести переговоры с этим грубым и пьяным «пролетарием»
“Дворник отдающий квартиру барыне»
1878г.