Robert Doisneau (French, 1912-1994)
«Чудеса повседневной жизни настолько захватывающи; ни один кинорежиссер не сможет устроить неожиданное, что вы обнаружите на улице». — Робер Дуано.
Робер Дуано был одним из самых популярных и плодовитых репортажных фотографов Франции. Он был известен своими скромными, игривыми и ироничными изображениями забавных сопоставлений, смешения социальных слоев и эксцентриков на современных парижских улицах и кафе. Его фотографии, сделанные за несколько десятилетий, дают людям прекрасное представление о французской жизни. Под влиянием работ Кертеса, Атже и Картье-Брессона Дуано в более чем двадцати книгах представил очаровательное видение человеческой слабости и жизни как серии тихих, нелепых моментов.
Робер Дуано провел большую часть своей жизни в пригороде Парижа. Он учился в Ecole Estienne, где получил очень ограниченное художественное образование. В 1929 году у Дуано возник интерес к фотографии. Он начал изучать различные фотографические техники и в 1934 году его считали профессионалом.
Отец Дуано, водопроводчик, погиб на действительной службе во время Первой мировой войны, когда Роберту было около четырех лет. Его мать умерла, когда ему было семь лет, поэтому его воспитывала нелюбящая тетя. В тринадцать лет он поступил в École Estienne, ремесленную школу, которую окончил в 1929 году с дипломом по гравюре и литографии. Здесь он впервые познакомился с искусством, посещая уроки рисования фигур и натюрморта. Когда ему было 16 лет, он начал заниматься любительской фотографией, но, как сообщается, был настолько застенчивым, что начал с фотографирования булыжников, а затем перешел к детям, а затем и к взрослым.
В 1932 году он продал свою первую фотоисторию журналу Excelsior. В 1934 году он начал работать промышленным рекламным фотографом на автомобильном заводе Renault в Булони-Бийанкуре. Работа в Renault усилила интерес Дуано к работе с фотографией и людьми. В 1991 году он признался, что годы на автозаводе Renault ознаменовали «начало его карьеры фотографа и конец молодости». Пять лет спустя, в 1939 году, его уволили за постоянное опоздание. Чтобы заработать себе на жизнь, он был вынужден попробовать себя в качестве внештатной рекламы, гравюры и фотографии открыток. В то время французская почтовая индустрия была крупнейшей в Европе: открытки служили как поздравительными открытками, так и сувенирами на отдых. В 1939 году он был нанят Шарлем Радо из фотоагентства Rapho и путешествовал по Франции в поисках фоторепортажей. Здесь он сделал свои первые профессиональные уличные фотографии.
Дуано работал в Рафо до начала Второй мировой войны, после чего его призвали во французскую армию как солдата и фотографа. Он служил в армии до 1940 года, а затем и до конца войны в 1945 году использовал свое мастерство рисования, письма и гравюры для подделки паспортов и документов, удостоверяющих личность, для французского Сопротивления. Его фотографии никогда не высмеивали предметы; поэтому он отказался фотографировать женщин, чьи головы были побриты в наказание за сон с немцами. «Я фотографирую не жизнь такую, какая она есть, а жизнь такой, какой мне хотелось бы ее видеть», - сказал он, как сообщается.
Некоторые из самых запоминающихся фотографий Дуано были сделаны после войны. Он вернулся к внештатной фотографии и продавал фотографии Life и другим международным журналам. Он ненадолго присоединился к фотоагентству Alliance, но снова присоединился к агентству Rapho в 1946 году и оставался с ним на протяжении всей своей трудовой жизни, несмотря на то, что получил приглашение от Анри Картье-Брессона присоединиться к Magnum Photos. В 1948 году журнал Vogue нанял Дуано на работу модным фотографом. Редакторы считали, что он придаст журналу свежий и более непринужденный вид, но Дуано не любил фотографировать красивых женщин в элегантной обстановке, он предпочитал уличную фотографию. Когда ему удавалось сбежать из студии, он все больше фотографировал на улицах Парижа.
1950-е годы были пиком творчества Дуано, но 1960-е годы были годами его дикой природы. В 1970-х годах Европа начала меняться, и редакторы искали новые репортажи, которые бы передали дух новой социальной эпохи. По всей Европе старые иллюстрированные журналы закрывались, поскольку внимание общественности привлекло телевидение. Дуано продолжал работать, выпуская детские книги, рекламные фотографии и портреты знаменитостей, включая Альберто Джакометти, Жана Кокто, Фернана Леже, Жоржа Брака и Пабло Пикассо.