«По мотивам Ватто», Люсьен Фрейд
1981 - 1983 гг. Масло, холст. Частное собрание
В творчестве Антуан Ватто есть много полотен с театральными сюжетами. Картина Люсьена Фрейда «По мотивам Ватто» написана с определенной долей юмора (не всегда доброго), ему присущего. Если французский живописец галантного века Ватто любил рисовать изящных музыкантов и актеров, то английский художник творил в ХХ веке, когда абстракция, минимализм и концептуализм захватили умы художественной общественности. И любования человеческим естеством здесь нет.
На картине «По мотивам Ватто» изображена комната с ободранными стенами и убогим умывальником. На диване, покрытом старым покрывалом, сидят четверо до карикатурности смешных людей. В руках у женщины — похожий на лютню музыкальный инструмент. Но как трогательны отношения внутри маленького коллектива этих любителей музыки, как нежно одна из женщин прикасается к той, что играет, поощряя ее жестом и доброй улыбкой. Видно, что им очень дороги эти светлые моменты, они являются единственной радостью в их тяжелой бедняцкой жизни.
В этой работе кроме сюжета Ватто, можно увидеть и технику рококо, и цвета, характерные для этого стиля: лёгкие пастельные тона-травянистый, золотистый, светло-сиреневый. Мечтательная меланхолия персонажей, какая-то отрешённость от внешнего мира, углубленность в собственные размышления.
С дотошностью естествоиспытателя, глазами реалиста Фрейд изучает грубую человеческую натуру, проникая в ее болезненную суть. Точка обзора в его работах сверху, потому взгляд — как смотрят в микроскоп. Но именно из брутальности изображения рождается впечатление беззащитности и хрупкости модели. В этом Люсьен Фрейд — своего рода наследник австрийского экспрессиониста Эгона Шиле.