После кратковременной апрельской войны 1941 года территорию Королевства Югославии разделили между собой страны-агрессоры: нацистская Германия, фашистская Италия, Венгрия Миклоша Хорти и Болгария короля Бориса III. В те дни в Загребе 10 апреля 1941 года было провозглашено усташское «Независимое государство Хорватия» (НГХ), в состав которого вошла вся территория Боснии и Герцеговины и часть Сербии.
В новообразованном марионеточном государстве на тот момент проживало около 6 000 000 жителей, из них 2 000 000 сербов, а также евреи и цыгане.
Сразу же после самопровозглашения НГХ вождь этого монструозного государства, «поглавник» («главарь») Анте Павелич начал осуществлять программу «чистой хорватской жизненной территории и чистой хорватской нации». Согласно этой программе, условием для создания чистого хорватского государства было истребление сербов, евреев и цыган. Подчеркивая тот факт, что сербы, составляющие треть населения, по вере и расе отличаются от хорватов, для их истребления применили лозунг: «одну треть изгнать, одну треть перевести в католицизм, а остальных убить».
Усташское правительство приняло ряд законов, постановлений и распоряжений, благодаря которым были узаконены нацистско-фашистские методы террора и этнического геноцида («Законодательный акт о запрете кириллицы», «Законодательный акт о расовой принадлежности», «Законодательный акт о гражданстве», «Законодательный акт о переходе из одной веры в другую» и т. д.). Усташскую власть поддерживала большая часть католического клира и исламские религиозные организации.
Усташская организация была типичной фашистской организацией, а ее военные силы были инструментом проведения в жизнь усташской нацистской идеологии.
Организатором «Усташского войска» стал Славко Кватерник. В войско входили усташские военные формирования, в основном добровольцы, под управлением Главной усташской штаб-квартиры, а также особые «дружинные единицы» и «домобраны» («защитники родины»). В августе 1941 года сформирована и «Усташская служба надзора» – УСН.
С их помощью был совершен самый страшный геноцид над сербами, евреями и цыганами в НГХ. Для того чтобы на территории НГХ остались жить только хорваты и «мусульмане», были проведены массовые физические истребления, переселения и насильственные переводы в католицизм, систематическое уничтожение евреев и практически полное истребление цыган. Массовые убийства сербов в НГХ начались уже в апреле 1941 с резни в селах около Беловара, а также на Бании, Лике, Кордуне, Боснийской Краине и Герцеговине.
Согласно фактам, только с апреля 1941 до середины августа 1942 в НГХ самым жестоким образом было убито 600 000 сербов. В Сербию в течение войны изгнано около 180 000 сербов. Особенно был заметен духовный геноцид, которому подверглась Сербская православная церковь. В течение войны было разрушено 450 православных церквей, убито 500 священников, среди них три владыки. Во всех этих злодеяниях Ватикан и католическая церковь играли решающую роль.
По примеру своего покровителя, нацистской Германии, и других фашистских режимов, в НГХ для более эффективной «чистки нации» от нежелательных элементов, были основаны концентрационные лагеря. Они предназначались для массового заключения и систематического истребления сербов, евреев, цыган и антифашистов. Созданием, организацией и управлением концентрационными лагерями в НГХ занималась «Усташская служба надзора».
Первые лагеря в НГХ были созданы на острове Паг-Слано, на Велебите, около Госпича – Ядовно, и в Боснии, около Травника – Крушчица. Крупными лагерями были Даница в Копривнице, Керестинец, Лобоград, Лепоглава, Ястребарско и Сисак.
Самым большим и самым чудовищным стал концентрационный лагерь Ясеновац. Ясеновац был создан по образцу лагерей нацистской Германии в августе 1941 года. Этот лагерь был главным местом пыток и смертей в НГХ. По ужасам и зверствам, которые совершали в нем усташи, Ясеновац не имеет аналогов в истории человечества. По масштабам преступлений – это третий концентрационный лагерь в оккупированной Европе (1941-1945) после Аушвица и Треблинки.
В немецких лагерях осуществлялся «промышленный» геноцид, в Ясеновце же мужчин, женщин и детей убивали самыми жестокими способами, какие только помнит история. Все негативное, патологическое и преступное, что характеризовало движение усташей, в Ясеновце достигло апогея.
Говоря о концентрационном лагере Ясеновац, нужно избавиться от иллюзий: это не территория размером со спортплощадку у памятника-цветка. Концлагерь Ясеновац простирался од города Костайница, что на левом и правом берегах реки Уны, до городов Стара Градишка – на левом берегу и Босанска Градишка – на правом берегу Савы. Общая протяженность его была 60 км. По ширине лагерь в среднем простирался на 2 км. на левый и на 2 км на правый берег рек Уна и Сава. Общая площадь его была 240 квадратных километров, что сопоставимо с маленьким европейским государством. Выбор Ясеновца как места для усташского концентрационного лагеря не случаен. Ясеновац находится в центре сербских земель и потому был выбран центральным пунктом для уничтожения сербов. Территория Ясеновца была окружена реками Савой, Уной и Великой Стругой, среди болотистого Лоньского поля, поэтому бегство из лагеря было невозможным. По другую сторону Савы лежала практически неприступная и затопляемая территория Доньи Градины, находившаяся вдали от человеческих глаз и ушей – идеальное место для массовых убийств.
Концентрационный лагерь Ясеновац являл собой целый комплекс лагерей. В его состав входили:
лагерь N 1 – «Крапье»
лагерь N 2 – «Брочице», или «Версаев»
лагерь N 3 – «Циглана»
лагерь N 4 – «Кожара»
лагерь N 5 – «Стара Градишка».
Как уже сказано, по зверствам, мучениям и способам ликвидации невинных людей, женщин и детей, Ясеновац не имеет себе равных в истории человечества. Заключенных убивали тупыми предметами: кувалдами, молотками, болванками, дубинами, затаптывали солдатскими башмаками…
Ликвидации проводились и острыми предметами: ножами, кинжалами, саблями, топорами, плотничными топорами и специально приспособленными большими ножами и лезвиями. Узников морили голодом и жаждой. Надрезали кожу и посыпали солью. Прижигали им раскаленным железом гениталии. Сажали крысу на живот, затем накрывали ее крышкой и грели лампой, пока крыса не прогрызала кожу и не проникала в живот узника. Выдирали ногти металлическими инструментами, выкалывали глаза особыми крюками, ослепляли узников уколом иглы в глаз, отрезали нос, уши и язык, прокалывали шилом сердце, насиловали дочерей на глазах у родителей, под страхом мучений заставляли сыновей насиловать родных матерей, отрезали мужские половые органы и клали их в рот матерям и дочерям. По жестокости пыток и способам убийств концлагерь Ясеновац превзошел все, что мог выдумать и осуществить самый извращенный ум.
Усташи стремились, чтобы наибольшее число заключенных подверглось наиболее жестоким способам уничтожения. В Ясеновце и поныне существует насыпь, протянувшаяся от железной дороги Белград – Загреб до левого берега Савы. Заключенные строили ее в тяжелейших условиях: стоя по пояс в иле и грязи, с помощью простейших инструментов – лопат, мотыг, часто перенося глину в шапках и даже в ладонях. Потеряв силы, эти ходячие трупы оступались, и падали в насыпь, после чего и замуровывались в нее. Сейчас она называется «Насыпью смерти». В ней лежат около 10 000 человеческих трупов.
Огромное количество заключенных было ликвидировано в «Гранике». Это была подъёмная платформа, служившая в предвоенный период для погрузки и разгрузки кораблей. Она висела над рекой Савой. Узник должен был сам прийти на «Граник», встать на колени, скрестить руки за спиной, согнуться ничком, в то время как другой заключенный связывал ему руки проволокой, к которой была прикреплена железнодорожная балка. Усташ бил жертву кувалдой по голове и сбрасывал в Саву. Так Сава поглотила тысячи лагерников и стала одной из самых больших лагерных могил.
Кирпичную печь Хинко Пичили превратил в крематорий. В неё усташи бросали еще живых заключенных и сжигали их.
Чтобы подвергнуть пленников ещё большим пыткам, в кругу лагерей на территории кирпичного завода усташи создали маленький лагерь-загон, окружённый колючей проволокой. Здесь они собрали несколько десятков физически более сильных заключенных. Усташам хотелось посмотреть, сколько те смогут выдержать без еды и питья на страшной жаре. Проходили дни, а доносчики сообщали, что в загоне еще есть живые. Пребывание в нем превосходило все психофизические возможности человека. Наконец, усташи отправились посмотреть, остался ли кто-нибудь из пленников в живых. Их порадовало представившееся зрелище: несколько обросших бородой ходячих трупов, которые рычали, как дикие звери, а рядом лежали обглоданные кости их вчерашних друзей-узников. Так в страшных мучениях этих людей в Ясеновце появилось людоедство.
В Ясеноваце около памятника-цветка находится озеро. Оно появилось до войны при добыче земли для производства кирпичей на кирпичном заводе Озрена Бачича. Во время существования лагеря к озеру были прокопаны гальюн-каналы. Через эти каналы были переброшены брёвна, чтобы лагерники могли справлять нужду. Узник – ходячий труп – вставал на бревно, но при попытке сесть на корточки чаще всего падал с него и тонул в воде с нечистотами. Трупы с нечистотами из каналов попадали в озеро. Поблизости не было другой воды, и узники вынуждены были пить из этого озера. Целью усташей было вызвать среди узников массовую дизентерию и сыпной тиф. Огромное количество заключенных умерло от этих болезней в чудовищных муках.
Главное место казни ясеновацких лагерей, Доня Градина находится на правом берегу Савы, напротив местечка Ясеновац, на территории нынешней Республики Сербской.
В Доне Градине хорватские усташи зверски уничтожили 365 000 ни в чём неповинных людей, женщин и детей, лишь потому, что они были сербами, евреями, цыганами или антифашистами.
Лобное место Доня Градина, составная часть концлагеря Ясеновац, а позднее мемориального комплекса Ясеновац, занимает площадь 800 гектаров. Из всей терри