Говорили пацаны,она не тот из вариантов.
Ее резкие отшивы это прочные бриллианты …

А вы знаете, что русскую печь использовали не только для тепла и приготовления пищи?

В русской печи раньше мылись!
Крестьяне на Руси стремились поддерживать свое тело в чистоте.
Русского человека, в отличие от европейцев, поливавших себя одеколонами для устранения неприятного запаха, чаще всего видели в чистой одежде, с вымытыми волосами и свежим лицом‍. Помогала в этом русская печь.

Утром печку затапливали и ставили в неё большой чугун с водой для мытья и чугунок поменьше со щелоком - залитой водой золой. Заранее могли приготовить целебные отвары.

Непосредственно подготовка к мытью начиналась вечером. Из печи вынимали все, кроме чугунов с водой и щелоком. Золу выгребали, устье и стенки обметали от сажи. При этом заранее проверяли готовность ее, бросая внутрь горсть муки: если последняя не загоралась, можно было приступать к купанию. Затем закрывали заслонки, основание выстилали соломой и приступали к водным процедурам!

Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей.

После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.

Это устройство в каждом крестьянском доме раньше было несомненно самым главным и сложным. Об этом говорят и многочисленные пословицы. Например: "Добра та речь, что в избе есть печь"; "Мала печка, да тепленька"; "Иного хлебом не корми, только с печи не гони"...

Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России

Уберечь шиворот от выворота и сэкономить на халяве. Как изменился смысл старинных слов и выражений.

Среди устойчивых словосочетаний русского языка имеются и очень древние, которые используются до сих пор, правда, несут немного другую смысловую нагрузку, чем те, которые употреблялись несколько веков назад.

Одно из таких выражений - «шиворот-навыворот». Сегодня оно больше ассоциируется со словом «наизнанку», то есть, с одеждой, надетой неправильно. При этом в народе веками сохраняется поверье, что надетая наизнанку одежда обязательно приведёт к негативным последствиям, а тот, кто её наденет таким образом, «битым будет» или попадёт в какую-нибудь неприятную переделку. Ещё фраза «шиворот-навыворот» употребляется, когда надо коротко охарактеризовать, что всё делается наоборот или не так, как положено.

На самом деле история этого фразеологизма уходит в глубину веков, во времена Ивана Грозного. Безобидная в наши дни фраза «шиворот-навыворот» была связана с довольно позорным и унизительным наказанием. В те времена на Руси шиворотом назывался красивый воротник на одежде боярина. И это был не просто красивый воротник, расшитый серебряными и золотыми нитями - шиворот служил важным отличием знатного человека от простолюдина.

А «навыворот» приклеился к «шивороту» неспроста. Как известно, Иван Грозный любил наказывать как своих политических противников, так и провинившихся и уличённых во властолюбии бояр. Чаще всего их бросали в тюрьмы, ссылали на окраины государства или казнили. Но были случаи, когда царь желал просто поглумиться над провинившимся вельможей или отпрыском знатного рода. Так, его могли превратить в шута, а иногда, чтобы преподать достойный урок, учиняли наказание, которое надолго оставалось в народной памяти и памяти самого провинившегося.

К примеру, попавшего в опалу боярина сажали на старую клячу задом наперёд и под хохот, освист и пинки катали по всей Москве. При этом впавшего в немилость переодевали в вывернутую наизнанку одежду – именно это в дальнейшем и породило сочетание слов «шиворот-навыворот». Увидев такую процессию, простой народ сразу понимал, что этот боярин - уже не царский любимец.

Опозоренный такой экзекуцией знатный человек на всю жизнь оставался объектом насмешек.

Однажды такая оказия случилась и с новгородским архиепископом Пименом, который долгие годы был сторонником Ивана Грозного. Царю доложили, что тот вместе с новгородцами решил сдать Литве свой город и Псков. Поэтому при въезде в Новгород царь отказался принять благословение архиепископа и публично обвинил его в измене. Архиепископа связали, посадили спиной вперед в вывернутой одежде на клячу, дали в руки скоморошью волынку и в таком виде провезли от Новгорода до Москвы. Расправа царя с опальным архиереем произвела большое впечатление на современников и иностранцев.

Но наказание Пимена на этом не закончилось. По указанию царя его лишили сана и заточили в монастырь в селе Венёво, где он скончался через несколько месяцев (по официальной версии, от горя).

Иван Грозный был не первым, кто применял такой вид наказаний: почти за 100 лет до этого, в 1490 году, такому же унижению по приказанию архиепископа Геннадия Гонзова на Руси были подвергнуты приверженцы «ереси жидовствующих», которых тоже одели в вывернутую наизнанку одежду, берестяные шутовские колпаки, посадили на лошадей задом наперед и повесили на них таблички: «Се есть сатанино воинство».

Подобное наказание было распространено и в средневековой Европе, где так же, как и на Руси, выворачивание одежды наизнанку и посадка осужденного на лошадь задом наперед говорили об изгнании его из мира людей и указывали на его принадлежность к иному миру. И хотя подобные наказания существовали задолго до времён Ивана Грозного, выражение «шиворот-навыворот» пришло к нам именно оттуда, а в сознании людей с тех пор закрепилась причинно-следственная связь между одетой наизнанку одеждой и последующим наказанием.

Сегодня слово «халява» уверенно занимает своё место в нашей повседневной жизни. Любимое занятие многих студентов в период грядущей зачетной недели и последующей сессии – в полночь накануне зачета или экзамена высунуть свою зачетную книжку из окна и громко крикнуть: «Халява, приди!». Хотя история этого слова мало кому известна... Смысл слова «халява» не очень тактичный и ассоциируется у нас с дармовщинкой. Конечно, можно назвать это «бесплатным удовольствием», и это будет более правильным, но слово «халява» уже вряд ли потеснится и, скорее всего, останется в русском языке надолго.

Конечно же, «халява» имеет свою историю, и время, как это часто бывает, переиначило её по-своему. На самом деле «халявой» в старину называли... голенище сапога.

Как ни ходи аккуратно, а нос сапога всегда изнашивается быстрее, чем голенище. Неспроста в давние времена вся обувная отрасль находилась в руках сапожников, которые мастерски пришивали к новой нижней части сапога старое голенище. Такие сапоги – пришитые «на халяву» – были намного дешевле новых. Отсюда и пошло значение этого слова, связанное с экономией.

Хотя существует и ещё одна версия появления этого значения. Так, в польском языке тоже есть слово сholewa – «голенище». И бедные шляхтичи (а среди них были и служившие, и воевавшие в России) нередко «брали на голенища» - то есть закладывали в сапоги всякую мелочь, еду или просто то, что плохо лежало, «на халяву».

Очень похожее использование слова «халява» было и у бурсаков, студентов духовных училищ: у них сходить «на халяву» означало надеть сапоги с широкими голенищами и отправиться на базар за покупками. Там надо было долго выторговывать приглянувшуюся снедь, азартно препираться насчет цены, а когда дело подходило к оплате, как можно ловчее и незаметнее сунуть «покупку» за голенище. Такой незаконный способ приобретения товара со временем и стал называться халявой, или, иными словами, «поживой чужим товаром задаром».

Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает обсуждение личных качеств или поступков человека в его отсутсвие. Этот фразеологизм уходит своими корнями в ещё более далекое время, когда перемывание костей обозначало совершенно конкретное действо. Происхождение этого выражения относится ко временам образования православной ритуальной культуры и связано с несколько жутковатым (для современного человека) ритуалом погребения, который бытовал в истории отдельных народов, в том числе и славянских.

Согласно древним традициям, умерших омывали, заворачивали в саван и помещали в каменные ниши; некоторые народы - хоронили в земле. Через определенное время останки вынимали и перемывали кости от тлена, а затем хоронили снова. При этом, обязательная часть этого обряда заключалась в рассказах и воспоминаниях благих дел усопшего.
Родственники, перемывая кости усопшего, должны были как можно больше рассказывать друг другу об этом человеке, вспоминая его хорошие дела и поступки.

Как видно, фразеологизм, существующий ныне со специфическим смыслом, вошел в употребление через прямое значение. Открытым остается вопрос о том, с какой целью проводился такой ритуал? Есть версия, что смысл обряда перемывания костей заключался в том, что после разложения тела душа умершего освобождается, и вторичное захоронение является последним этапом похоронного обряда. В случае, если тело находили не истлевшим — считалось, что этот человек при жизни совершил много грехов. Его мыли и вновь отпевали, чтобы душа в другом мире не маялась.

По другой версии, обмывание костей усопшего – не что иное, как последняя почесть, оказываемая младшими членами семьи старшим, знак любви и благодарности. В Словении даже есть такая поговорка: «сын только тогда матери долг отдаст, когда после смерти умоет ей голову (череп)».

Всем известно, что выражение «У стен есть уши» обозначает опасность быть услышанным. Очень часто эту фразу соотносят с системой шпионажа. Однако мало кто знает, что это выражение появилось много веков назад и имеет королевское происхождение.

Считается, что это популярное выражение зародилось во Франции в XVI веке во время политических и религиозных конфликтов. А если говорить точнее, то во время резни тысячи протестантов 24 августа 1572 года в Варфоломеевскую ночь в Париже. При этом заказ на убийство ни в чем неповинных людей исходил от французской королевской семьи, духовенства и яростных католиков.

Но самым главным фигурантом этого заговора считают Екатерину Медичи, жену короля Генриха II. Екатерина была матерью трех королей Франции и влияла на жизнь страны более 30 лет.

Удивительно, но эта великая женщина эпохи Возрождения при осуществлении своей власти использовала множество уловок. Например, самые известные из них – это акустические трубки, «подключенные» к различным комнатам королевского дворца. Они позволяли королеве слушать все политические переговоры, происходящие за закрытыми дверьми. Благодаря им Екатерина Медичи всегда была в курсе всех хитросплетений и интриг во дворце.

Но существуют и другая, более ранняя, версия происхождения этого известного выражения, и возможно, к нам оно пришло с Востока. Старая персидская пословица гласила: «В стенах есть крысы, а у крыс есть уши». Со временем эта пословица распространилась по миру и приобрела иную форму выражения на других языках.

Например, в Англии первая запись подобной пословицы встречается в классическом средневековом произведении «Кентерберийские рассказы». Его написал английский поэт Джеффри Чосер между 1387 и 1400 годами. В одном из рассказов он описывает что-то вроде: «У этого поля были глаза, а у дерева были уши».

Однако всё же считается, что выражение «И у стен есть уши» сформировалось именно во времена правления хитрой и могущественной Екатерины Медичи. Хотя сегодня это уже невозможно доказать.

А вот выражение «скелет в шкафу», означающее определённый скрываемый факт биографии, родом из Англии. Вот только изначально оно было связано... с медициной. Врачам в Британии не дозволялось работать с мёртвыми телами вплоть до 1832 года, пока там не был принят Анатомический Акт, разрешающий вскрытие и исследован

Первая модница империи. Как Елизавета Петровна превратила моду в диктатуру.

Если вдруг будете прогуливаться около Михайловского замка в Санкт-Петербурге, то обратите внимание на конную статую Петра Великого. У этого памятника есть свой маленький пикантный секрет. Скульптор Франческо Растрелли изобразил Петра, грозно глядящего вдаль, верхом на его любимом коне Лизетте. Называть коней, то есть особей мужского пола, женским именем Лизетта было прихотью Петра, но навсегда останется тайной, по чьей прихоти левая передняя нога бронзовой Лизетты обута в изящную туфельку! Знатоки и любители петербургской старины утверждают, что скульптор так хитро вылепил лошадиную ногу, что с определенного ракурса можно увидеть женскую ножку, которая принадлежала не кому-нибудь, а дочери царя-реформатора Елизавете, Лизетте...

Так ли это на самом деле, установить невозможно, но вряд ли Елизавета Петровна стала бы возражать против того, чтобы ее ножку увековечили для потомства. Она считала, что у нее очень красивые ноги, но длинные женские юбки не давали возможности их продемонстрировать. Поэтому императрица очень любила устраивать маскарады, на которых появлялась в мужских костюмах, переодеваясь то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом.

Страсть к перевоплощению Елизавета унаследовала от отца, которого можно назвать первым дизайнером, переодевшим всю Россию. Петр Великий вынес модный приговор исконно русской традиционной одежде и втиснул разъевшиеся телеса дворянства в узкие иноземные платья. Когда Елизавета вступила на престол, о длиннополых кафтанах давно забыли, а во дворцах безраздельно господствовала французская мода.

25 апреля 1742 года начались коронационные торжества в честь восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Они продолжались два месяца: бесконечная череда маскарадов, фейерверков, балов, обедов и ужинов... За это время Елизавета успела надеть костюмы всех стран мира. Правда, об устройстве этого самого мира дочь Петра имела достаточно туманное представление.

Императрица до конца своих дней была уверена, что Англия расположена на материке: такая известная страна не может быть островом! «Ведь в Англию можно проехать по суше, а не плыть на корабле?» — спрашивала государыня, и придворные с ней соглашались.

Однако в вопросах моды Елизавета Петровна никогда не ошибалась - тут она задавала тон всей империи. Ее увлечение нарядами и уходом за своей красотой граничило с безумием, однако погоня за увеселениями и поиск новых наслаждений плохо сказывались на внешности. Обычно после вечернего бала государыня ужинала в два или три часа ночи и ложилась спать в семь (!) часов утра. Не удивительно, что на макияж у нее уходило полдня. По свидетельству очевидца, «ежедневно четырех, пяти часов времени и всего русского искусства едва достаточно для того, чтобы придать ее лицу желаемую обольстительность». После долгих часов, проведенных за туалетным столиком в окружении горничных, парикмахеров и портных, императрица отправлялась на очередной бал. Поэтому времени на управление страной у нее оставалось очень мало...

Известно, что после восшествия на престол Елизавета никогда не надевала одно и то же платье дважды. А теперь сделаем несложные вычисления: императрица Елизавета Петровна царствовала 20 лет и один месяц, следовательно, для ежедневного переодевания ей хватило бы 7330 платьев. Однако царица не могла ограничиться такой «малостью». Ведь на балах она обожала танцевать до упаду, и вспотев - меняла платье, что иногда приходилось делать по несколько раз в течение одного бала.

Наряды императрицы шились из самых дорогих тканей, отделанных золотым и серебряным шитьем, но «ношеные» платья безжалостно сваливались в гардеробных как ненужный хлам. В 1753 году в Москве разразился сильный пожар, и дворец, в котором находилось 4 тысячи платьев государыни, полностью сгорел. После смерти Елизаветы осталось еще 15 тысяч платьев, а так же более сотни кусков французских материй, два сундука шелковых чулок и тысячи пар туфель. Нет сомнения, что это были лучшие образцы парижской моды.

Елизавета хотела быть единственной российской модницей. Она первой скупала «импортные» товары, привозимые иностранными кораблями в Петербургский порт, а все остальные дамы имели право приобрести ненужные ей остатки. Английский дипломат лорд Гиндфорд лично отбирал ткани светлых тонов, которые особенно нравились императрице, и отправлял их в Россию. А дипломат Бехтеев, посланный в Париж для государственных переговоров, исполнил и другую важнейшую миссию: купил по заказу Елизаветы шелковые чулки нового фасона.

Однако заботясь о пышности своих нарядов, императрица не обращала ни малейшего внимания на окружающую ее обстановку. Историк Ключевский писал, что жилые помещения Ее Величества «поражали теснотой, убожеством обстановки, неряшеством: двери не затворялись, в окна дуло; вода текла по стенным обшивкам, комнаты были чрезвычайно сыры; в спальне в печи зияли огромные щели; в небольшой каморе теснилось семнадцать человек прислуги; мебелировка была так скудна, что зеркала, постели, столы и стулья по надобности перевозили из дворца во дворец, даже из Петербурга в Москву, ломали, били и в таком виде расставляли по местам. Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете».

Но суетливая жизнь, непредсказуемые переезды, ночные бдения — всё это было не прихотью императрицы: её гнал страх. Как известно, в октябре 1741 года дочь Петра совершила государственный переворот. И в этот день состоялось самое важное переодевание в ее жизни. Елизавета надела кирасу поверх платья и, возглавив три сотни гвардейцев, двинулась свергать ненавистную правительницу Анну Леопольдовну. Всю оставшуюся жизнь она боялась, что ее тоже кто-нибудь сбросит с престола...

Императрица Елизавета была ленива: читать ей было скучно, а писать она вообще не любила, поэтому редко забивала свою прелестную головку государственными проблемами, но зато она продумывала каждую деталь, если дело касалось одежды ее придворных, к которым государыня относилась как капризная девочка к своим игрушкам.

Так, однажды государыне захотелось, чтобы гуляющие в загородных резиденциях одевались в наряды, которые гармонировали бы с цветом дворцовых стен. И разработала фасоны специальных платьев для прогулок в Петергофе и Ораниенбауме. Вот несколько строчек из длиннейшего и подробнейшего указа о том, как надо одеться в торжественные дни в Петергофе: «Иметь платье: дамам кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки зеленые, по борту тонкий позумент серебряный, волосы вверх гладко убраны, ленты зеленые; кавалерам: кафтаны и камзолы белые, у кафтана обшлага маленькие разрезные и воротники зеленые, кто из какой материи пожелает, с накладкою серебряного позумента около петель, чтобы кисточки серебряные, как оные прежде сего у петергофского платья бывали».

В итоге уже скоро одинаково одетые дамы и кавалеры гуляли по парку как живые манекены, становясь частью ландшафтного дизайна, которым императрица любовалась с балкона своего дворца.

Много сил и времени императрица отдавала развитию театрального костюма. Она не брезговала лично наряжать актеров в придуманные ею наряды. Весь секрет заключался в том, что спектакли при дворе тогда разыгрывали воспитанники кадетских корпусов, а женские роли играли самые красивые молодые люди. И в 1750 году случилась одна история, когда императрица собственноручно одела кадета Сухопутного шляхетского корпуса, игравшего роли девиц.

Однажды Елизавета Петровна пришла на представление трагедии Сумарокова «Синав и Трувор» и в ожидании начала пьесы прошла за кулисы. Среди пыльных декораций и суматохи императрица увидела прекрасного юношу, который безмятежно спал. Это был лучший исполнитель женских ролей, кадет Никита Бекетов, обладавший почти девичьей красотой.

Организаторы представления тут же принялись будить заснувшего актера, но Елизавета приказала опустить занавес и играть спокойную, убаюкивающую музыку, а сама присела рядом с юным красавцем и долго любовалась его пригожим лицом.

Когда Бекетов проснулся, ему объявили, что он произведен в сержанты, а через несколько дней он стал майором.

Императрица неоднократно бывала на спектаклях с участием Бекетова и сама одевала его в женские платья. А вскоре молодой фаворит, к которому счастье пришло во сне, сменил скромный форменный мундирчик на дорогие камзолы с бриллиантовыми пуговицами. Кстати, его покои теперь находились рядом со спальней императрицы.
Летом 1751 года влюбленные уединились в Петергофе. Бекетов обладал хорошим музыкальным слухом и поэтическим даром, и организовал хор мальчиков, чтобы порадовать царственную подругу песнями во славу их любви. Однако кто-то нашептал императрице, что Никита увлекается не только хоровым пением, но и хористами. Елизавета относилась к содомскому греху с отвращением, но никаких доказательств вины Бекетова не было, и донос не имел последствий.

Окончательную точку в романе императрицы и кадета поставила всесильная мода. От солнца на лице Никиты Афанасьевича однажды появились веснушки, что стало для молодого фаворита настоящей трагедией! Ведь в те времена модным был бледный, ровный, как у куклы, цвет лица. Тогда на помощь Бекетову пришел отставной фаворит Иван Шувалов, который из-за увлечения императрицы смазливым кадетом потерял своё место рядом с ней. Шувалов подарил доверчивому юноше баночку чудодейственной мази от веснушек, правда, собственного приготовления. Когда Бекетов помазал ею лицо, оно покрылось ужасными прыщами и нарывами. Елизавета так испугалась, что фаворит болен дурной болезнью, что немедленно уехала из Петергофа, запретив Никите следовать за ней. Тем не менее бывший фаворит получил имение Отрадное в Астраханской области, а спустя несколько лет был назначен Астраханским губернатором.

Бекетов проспал своё счастье при дворе, но он навсегда остался щеголем и знатоком в амурных делах: «По всей России ходили слухи о его дорогих и экстравагантных нарядах. Не менее широкой известностью пользовались любовные похождения этого редкостного красавца, щедрого кутилы и г

3 июля 1895 г. родилась Ирина Романова - Княжна императорской крови, в замужестве - княгиня Юсупова, дочь Великого князя Александра Михайловича Романова, приходившегося внуком Николаю I.

Ирину воспитывала бабушка – императрица Мария Федоровна. Родители девочки не отличались благонравием. Александр Михайлович продолжал вести разгульный образ жизни даже после свадьбы, более того, таскал по злачным местам молодую жену. Девочка очень стыдилась поведения своих легкомысленных родителей, поэтому росла чрезмерно застенчивой и робкой.

С Великой княжной Ириной Александровной закрутил роман Феликс Юсупов – известный щеголь и красавец. Родители Ирины ничего против не имели, к подорванной репутации будущего зятя они относились спокойно. Даже слухи о нетрадиционной ориентации Феликса их ничуть не смущали.

После венчания, состоявшегося в феврале 1914-го, молодые поселились в роскошнейшем Юсуповском дворце.

19-летняя Ирина Романова сияла от счастья, она по-настоящему любила своего молодого мужа. Да и Феликс смотрел на супругу глазами, полными восхищения. И, конечно же, они были невероятно богаты, поэтому могли наслаждаться жизнью на полную катушку. Юсуповы производили впечатление очень дружной и действительно счастливой пары. В 1915 г. в молодой семье появилась дочь Ирина.

После отречения Николая от престола Юсуповы вынуждены были переехать в Крым. В марте 1919-го Ирине и Феликсу повезло: они бежали на Мальту, где, продав драгоценности, сделали себе документы и визы. Потом они поселились в Париже. Феликс сумел привезти с собой два полотна Рембрандта. Продав их, супруги купили себе дом в западной части Парижа.

Феликс и Ирина старались оказать помощь русским беженцам. Юсуповы открыли школу прикладных искусств, где желающие могли обучиться новым профессиям. Чуть позднее супруги основали собственный бизнес – Модный дом, получивший оригинальное название «Ирфе».

Остаток жизни Юсуповы посвятили художественному творчеству и коллекционированию предметов искусства. Любовь и уважение друг к другу эта пара сохранила до самой смерти. Феликс умер в возрасте 80 лет. Спустя три года не стало и Ирины Александровны.

@historyrossia

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Много поверий существует об избе. Вот только некоторые из них:

Место для строительства избы выбиралось тщательно. Благополучным местом считалось то, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур.
С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой.
Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи.

Обязательной частью русской избы был печной угол, его также называли "бабий угол", поскольку именно здесь находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы.

Самым почитаемым местом в горнице был красный угол (т.е. красивое место в избе), где располагались иконы.

Традиционно красный угол размещалось по диагонали от печи. Помимо образов там находились рушники божники (специальные вышитые полотенца для украшения образов), ценные предметы. Там же и размещался стол, накрытый скатертью.

Под образами висела лампадка, которую зажигали на праздники и во время молитвы. Красный угол украшали вишнёвыми веточками, травами (розами, васильками, черёмухой, мятой), позже – яркими бумажными цветами.

По народной традиции, красный угол должен быть «лицом к солнцу», поэтому окно, возле которого и размещали красный угол, делали на восток.

Начиная со сбора первого урожая и засевом нового, в красном углу стоял пучок колосьев, символ достатка, «чтобы в доме хлеб не переводился». Эти колосья были освящены, и зёрна из них добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле. ⠀

Садиться возле красного угла предлагали самым желанным и важным гостям.

Первая купель новорожденного происходила возле красного угла, и туда же головой клали человека, покинувшего этот мир. На этом священном месте также почитали молодожёнов.

Все важные события человеческой жизни были связаны с этим «домашним храмом».

Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России